Есть спорный ключевой момент

Есть спорный ключевой момент

28 сентября 2017
Есть спорный ключевой момент Ответ на комментарий Антона Поспелова

Андрей Мановцев

Записка Юровского Записка Юровского Ответственный секретарь портала «Православие.ру», Антон Поспелов выступил с критикой http://www.pravoslavie.ru/106592.html моей статьи  «Останки: позор антипокаяния», опубликованной на портале «Сегодня.ру». Согласен, упрек в эмоциональности и неосторожности моих выражений справедлив. Моя собственная подспудная настроенность скорее на монолог, чем на диалог, стала и вправду явной. Что ж, хотелось бы верить, что статья А. Поспелова и мой теперешний ответ – это начало диалога, какового, надо признать, до сих пор не было. Диалогичности не было видно ни с чьей стороны.

Согласен, в серьезном вопросе огульность суждений – худший способ полемики.

Один из самых справедливых упреков в мой адрес – это указание на публикации моих же статей! Вот уж действительно, не было никакого «замалчивания», вплоть до недавней публикации очень резкой и также дающей поводы к упрекам, моей статьи «Святость и пустота» http://www.pravoslavie.ru/106616.html

Постараюсь в своем ответе спокойно и содержательно объясниться. Постараюсь при этом быть краток.

Замалчивается вот что: сквозная лживость «Записки Юровского», и поэтому непригодность ее служить историческим обоснованием подлинности «царской могилы». А. Поспелов верно указывает на то, что «Записка Юровского» не оставлена новым следствием без внимания, что ее исследование предполагается. Процитирую: «... в разделе «Вопросы экспертных групп»есть особый блок «Историческая экспертиза», три вопроса которого посвящены как раз «Записке Юровского»:

«5. Необходимо получить подробное заключение касательно “Записки Юровского” — сколько существует версий этой записки, происхождение двух последних абзацев записки, написанных академиком Покровским. Провести почерковедческую экспертизу.

6. Поднять оригинал воспоминаний Юровского, опубликованный в журнале “Источник”.

7. Имеются ли факты, касающиеся убийства Царской семьи, в письме Юровского Сталину во второй половине 1930-х годов из Кремлевской больницы?»

Далее А. Поспелов спрашивает по поводу приведенных им только что положений: «Андрей Анатольевич, как же так? Неужели Вы не видели, не читали эти важнейшие для следствия вопросы?»  

- Честно говоря, я не считаю указанные вопросы важнейшими для сути дела. Я продолжаю утверждать необходимость исторической экспертизы «Записки Юровского» в том плане, что она как документ – несостоятельна. А об этом как не было речи, так и нет.

В ответ на мою статью «В ту ночь захоронения не было» появилась лишь статья В.Н. Соловьева «Можно ли было создать «фальшивую царскую могилу»?» http://www.pravoslavie.ru/105666.html 

А из этой статьи с несомненностью следовало, что «Записка Юровского» по-прежнему играет роль исторического документа. На наш с Григорьевым ответ Соловьеву никакого ответа не последовало. Простите, было чем возмутиться! Факт отъезда Юровского в Москву в ночь с 18 на 19 июля 1918 г. повис в воздухе... Понятно, что и в этом случае, в стиле следствия 1990-х годов, можно наговорить с три короба: пусть уехал, а поручил кому-то другому, а написал, что будто бы он руководил – ну это так, стиль такой... Но серьезно: есть ли возражения на то, что уехал? Если нет, то не встает ли вопрос о заведомой ложности «царской могилы»?

Согласен совершенно с А. Поспеловым в том, что интервью с Д. Пежемским оставляет в целом очень достойное впечатление, и в его лице антропологическим исследованиям хотелось бы доверять (стало быть, я и вправду не совсем справедлив в отношении антропологии).

Критика Д. Пежемского в адрес следствия В.Н. Соловьева сокрушительна. Его рассказы о проводимых изысканиях «дышат» неподдельной научностью. Должен признаться, правда, что лично мне все равно в них видится априорная желаемость определенного результата, но это, конечно, взгляд пристрастный.  

Скажем беспристрастно о черепе № 4. Пусть будут опубликованы воспоминания дантиста С.С. Кострицкого и мы узнаем из них, что 1) Император страдал парадонтозом; 2) панически боялся зубоврачебного кресла. Только тогда предположение о принадлежности черепа № 4 Императору останется в силе. А если мы этого не узнаем, то череп № 4 не принадлежит Императору, и незачем говорить о такой же косточке на нем, как у Александра III.

Объяснюсь по поводу того, что, в отличие от героического стояния в 1990-х годах, Церковь проявляет в вопросе об останках несамостоятельность, «работает на дядю», а «дядя» - весьма сомнительный, как я позволил себе выразиться в статье «Останки: позор антипокаяния». А. Поспелов весьма вдохновенно забросал меня тут вопросами, в стандартном кумулятивно-полемическом стиле, так что я оказался заклеймен «в лучших традициях». Нет, нет, любезный Антон, либеральный взгляд здесь ни при чем, я им не страдаю. И, живя в Церкви четвертый десяток лет, сохраняю доверие, веру в Церковь.

Однако давайте говорить конкретно. Известно, что следствие 1990-х годов и 2000-х годов (до 2015-го) выполняло заказ – с этим можно познакомиться по очерку «Фальшивонотчки» князя Зураба Чавчавадзе,  служащему предисловием к книге князя А.К. Голицына «Кому же верить? Правда и ложь о захоронении Царской Семьи» (М.»Грифон» 2013, см. стр. 26). Спрашивается: с какой стати что-нибудь должно было в этом измениться? Версия та же, ложь «Записки Юровского» не названа ложью, версия Н.А. Соколова заново объявляется сомнительной, комиссия и следствие работают скрытно. Вывод прост. Заказчики действуют несравнимо аккуратнее, вот и все. И, конечно, для Церкви, столь лояльной к таковой аккуратности, и в особенности по сравнению с 1990-ми годами, это позор.

Тем больший, что есть еще один момент, причем бесспорный. Сравните Ганину Яму и Поросенков Лог. Для православной церковной мысли позорно не считаться с очевидным смыслом такового сравнения. И странным образом как бы «откладывать благодать»: вот признАем останки царскими и тогда она воссияет. Вы уверены?

Можно было бы сильно расширить эту статью, обсудив те или другие достойные внимания детали. Коснемся лишь некоторых. Есть неверные утверждения касательно Григорьева – надеюсь, редакция опубликует его ответ. Обрисовывая объективность работы новой комиссии, А. Поспелов утверждает, что П.В. Мультатули, будучи вначале приглашенным к работе, затем отказался сотрудничать с комиссией. Неверно – он был безапелляционно отстранен. С лишней ироничностью обсуждается мое непонимание того, что владыка Тихон (Шевкунов) стал епископом вовсе не ради того, чтобы стать секретарем комиссии по останкам. Разве это главное в главке «Осень 2015 года – время разрушенных впоследствии надежд»?

Тогда, осенью 2015 года, никому и в голову не могло прийти, что версия Покровского-Юровского-Соловьева переживет виток возрождения, все при той же «нулевой исторической обоснованности». Да, это мое выражение, и А. Поспелов в ответ на него выставляет семнадцать (!) вопросов «экспертных групп». Ну и что? Разве от выставленности этих вопросов «Записка Юровского» превратится в документ, которым можно обосновать подлинность могильника? Нет, конечно. А я только это и имею в виду.

Андрей Мановцев

28 сентября 2017 г.

НаверхНаверх