«Мы с Христом, и Он посреди нас – и есть, и будет!»

«Мы с Христом, и Он посреди нас – и есть, и будет!»

21 декабря 2018
«Мы с Христом, и Он посреди нас – и есть, и будет!» О том, как реагируют верующие Украины на образование новой раскольничьей структуры

Сергей Герук

 15 декабря 2018 года войдет в историю как день создания на Украине нового раскола, теперь уже с непосредственным участием политиков высшего эшелона власти во главе с президентом страны Петром Порошенко, поддержавших украинских раскольников, с участием Константинопольского Патриархата. Не только на Украине, но и во многих странах мира православные верующие сопереживали украинским братьям канонической Церкви, которые еще задолго до собора испытали на себе настоящее политическое давление со стороны власть имущих. Попирались юридические правовые нормы, имущество монастырей и храмов впервые за последние 30 лет подвергалось обыскам, духовенство и епископат вызывались на допросы и «собеседования» в СБУ. В СМИ была развернута широкомасштабная кампания по поддержке «святых инициатив» президента, изыскивающего возможные и невозможные способы, чтобы поднять упавший до минимума за три месяца до выборов рейтинг. Все это волновало людей.

С неприятием действий Фанара выступили многие мировые иерархи Поместных Церквей, в том числе и известные богословы-архиереи Константинопольского Патриархата. Как сообщил при подготовке этой публикации директор Научно-общественной организации «Международный институт афонского наследия в Украине» Сергей Викторович Шумило, братия Святой Горы не разделяет инициатив Константинопольского патриарха на Украине и молится за Блаженнейшего Митрополита Онуфрия с паствой, хотя официального заявления Священный Собор (Кинот) по этому поводу пока не делал.

Со всех украинских телеканалов 15 декабря лились восторженные прямые трансляции с Софийской площади, где под закрытыми воротами Софии Киевской согнанную чиновниками «з усіх усюд» маловерующую публику «поддержки Томоса» в ожидании избрания нового раскольника разогревали песнями и плясками, глинтвейном и майдановскими речевками. СМИ, как известно, на территорию Софии не пустили, и можно было лишь догадываться, что там происходит. И автор этих строк, устав от созерцания тех театральных действий, направился в Киево-Печерскую Лавру. Тут как раз мой смартфон сообщил об избрании нового лидера раскола…

В Киево-Печерской Лавре в этот день

Пройдя сквозь святые врата под надвратным древнейшим – XII века – храмом Святой Троицы, оказался на заснеженной лаврской территории, где царил какой-то неземной покой… Я шел укрытыми снегом аллеями древней обители угодников Киево-Печерских, радовался благодатной тишине.

А в Трапезном храме молился народ Божий во главе с Предстоятелем. Служилось всенощное бдение. И радостно было на душе! Уста непроизвольно молвили: «Врата ада Церковь нашу никогда не одолеют!» (ср.: Мф. 16: 18). Вдохновенно молился наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Онуфрий с архиереями, духовенством и паствой. Хор торжественно прославлял Христа Воскресшего.

На следующий день, в воскресенье…

На следующий день, в воскресенье, неделю 29-ю по Пятидесятнице, Церковь в евангельском чтении воспоминала беседу Христа с богатым юношей, вопрошавшим Божественного Учителя об условиях спасения. Как известно, Господь ответил юноше, что трудно богатому войти в Царствие Божие, и на вопрос: «Кто же может спастись?» – Он ответил: «Невозможное человекам возможно Богу». (Лк. 18: 27). Рассказывая об этой евангельской истории в своей проповеди, Блаженнейший Митрополит Онуфрий обратил внимание молящихся на дар спасения. «Многие думают, что, исполняя заповеди и живя по уставу, мы гарантируем себе спасение, – отметил митрополит. – Возникает схема условия: я исполняю, Ты даешь. Но это не так. Это только средства для получения этого дара – спасения. Его может дать лишь Господь, “заработать” его нельзя, это милость Божия. И мы в смирении должны испрашивать эту милость у Господа».

Признаюсь, мне хотелось, чтобы Блаженнейший продолжил эту мысль и сказал, что в псевдоцеркви, у раскольников этот дар испросить невозможно, поскольку там отсутствует христианское смирение, ибо всякий раскол зиждется на гордыне и обособлении, отрыве от Церкви Христовой, а значит, и от Истины. Однако Блаженнейший владыка не стал в этот воскресный день говорить о расколе. Следует отметить, что для украинского архипастыря вообще не характерно на службах касаться вопросов политики и церковно-государственных отношений, обсуждать деятельность других конфессий, в том числе и раскольничьих формирований. Это прерогатива раскольников и их вечная риторика с нападками на каноническую Церковь. Блаженнейший всегда говорит о спасении души, его проповеди просты, высокодуховны и поучительны. Слушая их, люди укрепляются в вере и любви ко Господу.

«Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22)

И все же после окончания богослужений мне удалось поговорить с некоторыми из прихожан и насельников Киево-Печерской Лавры о проблемах в религиозной жизни страны, о создании новообразованной раскольничьей структуры.

Архимандрит Макарий (Сердюк),
насельник Киево-Печерской Лавры:

– Я бы посоветовал всем, кто приезжал вчера на Софиевскую площадь, и всем, кто вместе с нашим гарантом рукоплещет созданию нового религиозного образования, внимательно почитать исторические документы, относящиеся к периоду 300-летней давности. Станет совершенно понятно, что Стамбул никаких притязаний на нашу каноническую территорию иметь не может. Это не только грубейшее нарушение канонов, церковных законов, но и законов светских, государственных. Ведь это не что иное, как политическое рейдерство под вывеской религии. Ведь мы прекрасно знаем, и история последних 26 лет церковного раскола свидетельствует, что филаретовское объединение под названием УПЦ КП ничего доброго не сделало, кроме разбоев, захватов храмов и всевозможных провокаций. Теперь мы видим продолжение этой позорной летописи раскольников: они, используя политическую власть, которая, преследуя свои интересы, сумела заинтриговать Константинопольский Патриархат, преподнеся ему искаженную картину религиозной жизни на Украине, где якобы миллионы людей не могут обойтись без какой-то национальной поместной Церкви. Здесь одновременно совпали низменные интересы трех сил: политических предвыборных нынешнего президента, раскольников УПЦ КП, УАПЦ и Фанара. Последний, как известно, ищет любые пути увеличения своих «вселенских» полномочий, которых уже многие столетия лишен. Так что вчерашний «собор» – не более чем новая авантюра. У нас есть законная Украинская Православная Церковь, которую признаёт весь православный мир, есть законный ее Предстоятель – Блаженнейший Митрополит Онуфрий, есть сонм святых угодников Божиих, которые в этой Церкви достигли святости и теперь у Престола Божиего молятся о нас всех, об Украине и ее боголюбивом народе. Так что бояться нам нечего. С нами Бог.

Сергей Компанец
, 32 года, г. Киев:

– Что я думаю о вчерашнем сборище в Софии Киевской? Отвечу словами первого псалма царя Давида: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых». Народу страны пытаются преподнести подделку вместо Церкви Христовой. Зачем она нужна, когда на Украине действует и объединяет миллионы людей законная каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием?! Знаете, скажу честно: когда я смотрел в интернете кадры выборов так называемого «предстоятеля» этого нового раскола, слушал, как он возносил хвалу президенту, спикеру парламента, но не Богу, я подумал, что вот таким образом будут выбирать антихриста. Ведь Господь предупреждает нас в Евангелии: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят». (Мф. 24: 4–5). Нечто похожее наблюдаем и мы сегодня. Нужно молиться, как призывают нас митрополит Онуфрий, святая Церковь, чтобы не впасть в искушение.

Юлия
, студентка университета им. Т.Г. Шевченко, 21 год:

– Как прихожанка Киево-Печерской Лавры, являюсь и членом канонической Украинской Православной Церкви и иначе как новый раскол не могу назвать это собрание в Софии Киевской, уже с участием президента страны. Как будущий юрист, скажу, что, по Конституции Украины, согласно ст. 35-й, Церковь отделена от государства, а государство от Церкви и участие политиков, а тем более представителей государственных структур – недопустимо. Как недопустимо и вмешательство Патриархата чужого государства в жизнь Украинской Православной Церкви, которую признают и с которой сотрудничают и совместно молятся представители всех Поместных Церквей мира. Замечу также, что отмена патриархом Варфоломеем грамоты Русской Православной Церкви о присоединении к ней Киевской митрополии 300-летней давности также противоречит элементарным юридическим и правовым нормам, хотя бы потому, что в состав Киевской митрополии на тот период входила территория лишь нескольких нынешних областей Украины. Не говоря о том, что это нарушение догматических норм церковного устройства.

Вмешательство государства в церковную жизнь ни к чему хорошему не приведет. Нельзя политическими методами создавать какую-то «церковь», наша Православная Церковь ведет свое начало со времен Крещения Руси, и это признавалось даже во времена Советского Союза. Даст Бог, этот новый раскол себя исчерпает, как многие расколы, бывшие в истории Православия.

 Людмила, психолог, 50 лет:

– Мы за все происходящее очень переживаем! Как к этому относиться? Как к бесовскому действию. У нас есть каноническая Церковь. А президент взял на себя функции Константина Великого, восседая в кругу «архиереев». И этот собор уже в народе прозвали «собором имени Петра Порошенко». Ни один политик, ни один человек не может вмешиваться в жизнь Церкви Христовой, потому что Церковь – это Его Тело, и посягать на устройство Церкви означает посягать на Самого Христа. Мы можем только молиться Христу и просить о нашем спасении, все остальное Господь Сам устроит. А ведь раскольники в новом качестве уже претендуют на наши святыни. Неужели нельзя было это предвидеть инициаторам создания этой лжецеркви? Лавра наша Киево-Печерская – это удел Пресвятой Богородицы, и Сама Царица Небесная знает, как все управить. Ведь сколько уже было гонений и на Церковь, и на святую Лавру. Это снова попущение Божие, чтобы и мы проснулись и очнулись от убаюкивающей размеренной церковной жизни. Значит, плохо молимся и плохо просим…

Чем больше нас преследуют, тем больше мы ощущаем благодать в Церкви Христовой. С нами Бог!

Сегодня Лавра переполнена. Чем больше нас преследуют, тем больше мы ощущаем благодать в Церкви. И сегодня больше людей стало ходить в храмы. Я думаю так: их дело – нас запугать, а наше дело – спасаться. Чего бояться?! Мой дедушка был прихожанином Лавры, мой прадедушка реставрировал лаврские храмы, бабушка стала монахиней. Мы коренные киевляне. И наши близкие и прихожане, уже ушедшие ко Господу, молятся о нас и о нашей Церкви. С нами угодники Киево-Печерские, с нами Господь. Чего нам бояться?! «Разумейте языки и покаряйтеся, яко с нами Бог!»…

Богдан
, паломник из Черниговской епархии, 26 лет:

– Знаете, эта так называемая «церковь» не имеет никакой канонической силы, она безблагодатна. Разве можно «создать церковь»? Господь уже ее создал, когда говорил апостолу Петру: «Созижду Церковь Мою» (Мф. 16: 18). Создать можно лишь лжецерковь или секту. Я смотрел это действо по интернету, так этот новопровозглашенный лидер раскола Епифаний благодарил политиков за «создание церкви», а о Боге и речи не было. История христианства знает множество случаев, когда политики использовали Церковь в своих интересах и тут же возникали расколы. Кого признал патриарх Варфоломей? Раскольников 1992 года и раскольников 1920-х годов так называемой «церкви Лыпкивського Василя», которая также возникла на политической националистической волне. Церковь давно осудила ересь этнофилетизма, когда веру определяют по национальному признаку. То же самое происходит и сейчас. Наша Украинская Православная Церковь имеет все права автономии и самостоятельности в управлении, и диапазон ее прав намного шире тех, что задекларированы в уставе этой ЕПЦ или как там ее назвали… Миллионы верующих Православной Церкви Украины никогда не поддержат этот раскол. Может, будут какие-то перебежчики под стать двум бывшим архиереям УПЦ. Но в этом есть своя правда: Церковь очистится от балласта приспособленцев. Мы с Христом, Он посреди нас – и есть, и будет!


***

После воскресной службы верующие, как всегда, ожидали получить благословение у Блаженнейшего Митрополита Онуфрия за вратами храма. Он вышел к пастве, как всегда, со спокойным лицом и светлой улыбкой. Тому, кто не мог до него дотянуться, он протягивал свой архиерейский посох. И люди радовались, что с ними их любимый Предстоятель и что Христос посреди них – и есть, и будет!

Сергей Герук

19 декабря 2018 г.

НаверхНаверх