Несбывшиеся желания

Несбывшиеся желания

23 ноября 2019
Несбывшиеся желания

Архимандрит Андрей (Конанос)

Великое дело – иметь желание

Несбывшиеся желания, неуслышанные молитвы. Знакомо ли вам это? Напоминает ли о вашей жизни? Мы многого хотим, многого жаждем, но не всегда получаем. Хотя, на самом деле, я даже не знаю, много ли сегодня желаний у людей. Наша душа утомилась и обессилела, поэтому у нас нет живых мечтаний. Так, чтобы утром проснуться, горя каким-нибудь сильным желанием, жаждой чего-нибудь.

Сегодня даже не знаешь, о чем и мечтать, к чему стремиться. Увидишь молодого человека, спросишь его:

– Чего ты хочешь достигнуть в жизни?

А он в ответ:

– А я знаю? Ну, чего-нибудь там… Не знаю, чего хочу.

Поэтому великое дело – иметь желание, жажду, порыв, стремиться сделать что-нибудь в этой жизни.

Пророка Даниила в Ветхом Завете называли мужем желаний (см.: Дан. 9: 23). У него были священные желания, у него была цель стать ближе к Богу, достигнуть любви, молитвы, смирения, делать какие-то шаги, продвигаться вперед.

Радость не снаружи, она внутри тебя!

Основное желание человека в жизни – быть радостным и счастливым. Это самое главное, сюда входит всё остальное. Ведь зачем ты делаешь всё? Чтобы испытать радость? А где она? Радость, которой я ищу, по сути находится в моем сердце. Здесь мое счастье, но только ум мой с тех пор, как я вырос, изменился, и поэтому мне кажется, что радость не здесь, а вовне.

Эта путаница играет важную роль в нашей жизни. Мы думаем, что будем удовлетворены, если кто-нибудь сделает нам подарок, если влюбится в нас и будет дарить нам любовь. Но это ложь и обман, и обманчивость этого нашего желания открывается в любви, когда мы ждем, чтобы другой сделал нас довольными и придал нам ощущение полноты, тогда как он (или она) на самом деле только пробуждает то, что у нас уже есть, – нашу красоту. Поэтому некоторые и говорят, что, влюбляясь, ты по сути влюбляешься не в другого, а в самого себя, в свое «я», которое другой просто выводит на поверхность в той красоте, которую ты в себе скрываешь. Другой просто становится поводом к тому, чтобы она проявилась. Другой делается причиной этого.

Например, Александра знакомится с Георгием и становится поводом к тому, чтобы он проявил сущий рай, который скрывает в себе. А Георгий думает, будто его счастье – это Александра. Но не в этом его счастье. Оно в его сердце, которое носит в себе Бога. Просто какая-то Александра или какой-то Георгий становятся поводом к тому, чтобы пробудилось всё величие нашей души, чтобы мы ликовали, радовались, ощущали внутреннюю полноту.

Вы видели влюбленных людей? Вы сами когда-то тоже были – те из вас, кто женат, – когда-то тоже были влюблены. Вспомните, как несколько десятков лет тому назад вы летали от счастья. Ты думаешь, что другой исполнит твое желание. Но это не так. Радость – она внутри тебя.

Однажды Казандзакис[1] пришел на Святую Гору Афон, в один маленький монастырь. Один из самых маленьких, но очень красивых монастырей, я туда тоже долго ездил по четыре раза в год, – монастырь Дионисиат. И он описывает это в своем дневнике. Монах спросил его там:

– Как тебе наш монастырь?

А он ответил:

– Здесь очень тесно. Здесь задыхаешься. Он такой тесный, что в него просто не помещаешься.

А монах находчиво ответил ему:

– Это не монастырь виноват. Это мир тесен. Не вмещает нас эта земля.

Не может земля обнять твою душу. Того, чего ты ищешь, здесь не найти. Оно где-то в другом месте. Потому что оно больше, шире, выше. Но если найдешь его, то, пусть хоть в последнюю дыру тебя загонят, ты будешь счастлив и доволен. И всюду будешь счастлив. Если же не найдешь, без конца будешь искать покоя, но нигде его не обретешь.

Приятель сказал мне:

– Мы с женой едем в Париж!

Это было ее мечтой. А он думал о расходах, которые его ждут в этом путешествии. Она радовалась:

– Если ты меня туда свозишь, мне ничего больше не нужно будет!

Но как только было исполнено ее первое желание, стали возникать новые проблемы: в гостинице было шумно, звукоизоляция оказалось плохой, обслуживание не на уровне, и без конца шел дождь. И в то время как он думал, что путешествие доставит ему покой, без конца возникало что-то новое, появлялись новые проблемы.

Ум постоянно ищет проблемы

А почему так бывает? Потому что таково естество нашего ума. Ум никогда не успокаивается. Сердце – оно в порядке. А ум постоянно ищет проблем, которые делали бы нас кислыми и недовольными, заставляли бы нас роптать, беспокоиться. Поэтому когда я спрашиваю кого-нибудь, как он, и он ответит, что в порядке, – это самый лучший из всех ответов, и я бываю крайне рад. Но вот только редко кто скажет, что у него всё в порядке. У всех находится какая-нибудь проблема. А стоит нам заговорить о своих проблемах, как мы начинаем просто соревноваться друг с другом, у кого они больше:

– Да это вообще ничего! Ну разве же это проблема? Вот если бы ты узнал мою!

То есть у меня такой ум, который всё время находит что-нибудь новое и смотрит на него сквозь черные очки. Это касается ума, это проблема ума, который живет на этом топливе. Его топливо – это желания, которые ничем удовлетворить нельзя. Ты их удовлетворяешь, а ум не насыщается. Насытится на 5 минут, а потом снова начинает роптать.

Поэтому на Рождество и Пасху можно увидеть поссорившихся людей. У нас всё есть, мы сели за праздничный стол – и давай ругаться. А почему так происходит? Потому что ум не может сказать: «Давай успокоимся!» Что это за ум будет, если не выищет какой-нибудь новой проблемы?

Что есть помощь?

Бог приходит в нашу жизнь не для того, чтобы нас приласкать, а чтобы помочь идти вперед.

Бог приходит в нашу жизнь для того, чтобы помочь нам идти вперед

А это бывает не тогда, когда тебя ласкают, а когда толкают вперед. Если у меня заглохнет машина на пути в Ламию и я попрошу тебя помочь, ты что сделаешь? Подтолкнешь ее, чтобы завелась. А потом что скажешь мне?

– Счастливого пути!

Но если мне это понравится и я попрошу тебя потолкать меня еще, ты ответишь:

– Нет. Это уже не помощь.

Помощь означает, что я тебе помогу, чтобы ты продолжил двигаться дальше, чтобы ты встал на ноги, научился крутить руль своей жизни, своей души сам. Бог часто не слышит наших молитв для того, чтобы мы могли стать ответственными людьми. А многие, к сожалению, приходят в Церковь, думая, что там магическим образом решат свои проблемы и Бог сделает за них всё. А ты сам что будешь делать? Надо самому попытаться делами достигнуть в жизни того, чего ищешь на молитве.

Когда мы молимся об одном, а делаем совсем другое

Святой Паисий где-то говорит, что есть люди, которые молятся об одном, а делают другое. У кого-то высокий уровень сахара в крови, он хочет его снизить, но всё время ходит в кондитерскую и подолгу смотрит на витрину, пока слюнки не потекут. Говоришь ему:

– У тебя высокий сахар, ты хочешь его снизить, а смотришь на такие витрины?

Такие вещи невозможно совместить.

У другого лишний вес, и врач сказал, что ему надо сбросить 10 кг, но он продолжает есть, как раньше, приходит и просит меня:

– Отче, помолитесь, чтобы я похудел!

А как это сделать? А твое сердце этого хочет?

Христос что спрашивает? Хочешь ли быть здоров? (Ин. 5: 6). Кто-нибудь возразит, что нет такого слепого, который не хотел бы прозреть. Да, но так бывает не всегда, потому что вот тот человек, о котором я только что рассказал, не хотел выздороветь. Ты на словах говоришь о своем желании, а на деле хочешь этого?

Один 32-летний человек, искавший себе жену, сказал мне:

– Помолись и ты!

А о чем именно помолиться? Вечером он приходит домой и начинает сетовать на свою участь: «Боже, я всё еще не женился! Не находится для меня жены!» – и в то же время ничего для этого не делает. Говорю ему:

– Если ты будешь по вечерам сидеть у себя в гостиной, ты не женишься. Так не пойдет, надо что-нибудь делать. Понимаешь?

Христос хочет соработничества с твоей стороны

Христос отвечает на твою молитву, но Он хочет и соработничества с твоей стороны. Ты тоже должен приложить усилие. А многие из нас, к сожалению, не делают ничего. Мы молимся Богу, а глубоко в душе и пальцем шевельнуть не хотим. Поэтому трудности, которые нас посещают, – это уроки для нас, чтобы мы поняли: что-то идет не так, и время проходит, а жизнь наша не меняется.

Трудности, которые нас посещают, – это уроки для нас, чтобы мы поняли: что-то идет не так

Чтобы мы поняли свою ошибку. Может пройти целый год, пока мы ее поймем. Потом в какой-то момент можешь проснуться и сказать: «Я что-то делаю не так». И пойми, что именно.

Этот юноша какую ошибку делал? Ни с кем не общался, у него не было среды общения, не было знакомых, он ни с кем не встречался и остался один. Надо добиваться своих желаний и делами. Потому что на практике мы не всегда бываем к этому готовы.

Одна молодая женщина хотела выйти замуж, это было ее заветным желанием. Я спросил ее:

– Ты этого точно хочешь?

– Да, молодость ведь проходит.

И ты поэтому, конечно же, хочешь выйти замуж.

– А сама этого хочешь?

– Думаю, да.

– И готова взвалить на себя эту ответственность, родить ребенка, чтобы твоя жизнь завертелась на больших оборотах, чтобы у тебя не оставалось личной жизни, а ты делила ее с другим человеком? Ты готова пройти через всё это?

– Вопрос в конечном счете очень серьезный. Не знаю, всё ли я смогу, если вы так это описываете. Я себе представляла это как-то более романтично, как в фильмах.

Жизнь – трудная вещь. И у кого есть сильное желание, тот его осуществит. Если ты готов, оно сбудется. А если не готов, жизнь заставит тебя подготовиться. Долгое нерешение проблемы, трудности, неудачи, препятствия, двери, захлопывающиеся у тебя перед носом, – всё это заставит тебя задуматься: «А почему захлопнулась эта дверь? Чего мне не надо было делать, а что надо было? Что изменить? Как исправиться?» – вот что вы скажете.

(Окончание следует.)

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Богоносци

22 ноября 2019 г.

[1] Никос Казандзакис (1883–1957) – греческий писатель.

НаверхНаверх