«Общение с ним было школой церковной науки и благочестия»

«Общение с ним было школой церковной науки и благочестия»

2 марта 2020
«Общение с ним было школой церковной науки и благочестия» Памяти Алексея Ивановича Сидорова († 23.02.2020)

Павел Доброцветов

Сегодня, на 9-й день преставления ко Господу патролога, историка и переводчика, профессора Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Алексея Ивановича Сидорова, новопреставленного вспоминает ученик – доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Павел Кириллович Доброцветов.

Павел Доброцветов и Алексей Сидоров

Знакомство

С профессором Московской духовной академии Алексеем Ивановичем Сидоровым я познакомился сначала заочно – за несколько лет до личной встречи с ним в 2000 году. Еще в 1990-е годы я купил двухтомник творений преподобного Максима Исповедника, вышедший в издательстве «Мартис», и, читая поразившие меня тогда своей недоведомой глубиной и в то же время философичностью сочинения преподобного Максима, я обратил внимание и на пространные комментарии в конце томов, по объему, несмотря на мелкий шрифт, приближающиеся к самим сочинениям преподобного Максима. В этих комментариях были подробные научно-богословские разъяснения, приводились аллюзии и параллельные места из святых отцов, поясняющие мысль преподобного Максима и представлявшие широкую панораму святоотеческого взгляда на Бога, мир, человека, Церковь и спасение во Христе. Кроме того, меня также поражало обильное цитирование иноязычных зарубежных научных работ по святым отцам, недоступных тогда читателю постсоветской России.

Я обратил внимание на простую русскую фамилию переводчика и комментатора – А.И. Сидоров. А затем, учась на философском факультете МГУ, я познакомился со Светланой Викторовной Сидоровой – супругой профессора – и впоследствии с самим Алексеем Ивановичем и далее брал у него некоторые консультации касательно моих студенческих работ, а затем и кандидатской диссертации по философии, которые я писал в МГУ по «Ареопагитикам» и преподобному Максиму. Мое двадцатилетнее знакомство с покойным профессором стало для меня и многих других, несомненно, Божиим даром и школой церковной науки и благочестия.

Ученик старцев

Алексей Иванович соединял в себе богатую народную русскую натуру с приобретенной академической ученостью. Покойный профессор был искренне верующим и церковным человеком и ориентировался на монашеский идеал, впитанный им от своих старцев-духовников – архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Венедикта (Пенькова) и Наума (Байбородина).

Монашеский идеал он стремился воплощать и в жизни, и в своих трудах

Так, он по благословению своего духовника многие годы не ел мяса. Студенты Сретенской семинарии прекрасно помнят, что в непостные дни Алексей Иванович просил вместо мясного блюда подать рыбное, с монашеского стола.

Профессор соблюдал посты, молился, регулярно причащался Святых Христовых Таин. Этот, во многом монашеский, идеал Алексей Иванович стремился посильно воплощать не только в жизни, но и в своих трудах, посвященных истории монашества и монашеской письменности.

«Чтобы понять мысль конкретного святого отца, нужно ему молиться»

Великой ценностью для покойного было Святое Православие. Всякое уклонение от него – вероучительное ли, нравственное – вызывало в нем неприятие.

Он не питал никакой симпатии к экуменизму, западничеству и был противником расколов и разделений в церковной жизни, а также своего рода «интеллектуализма» в патрологии – превращения изучения святых отцов в некую парацерковную интеллектуальную «игру в бисер», отвлеченную философию, не ведущую к спасению.

Он утверждал: изучение святых отцов – это прежде всего путь к спасению, а не интеллектуальная «игра в бисер»

В подходе к святым отцам Алексей Иванович всегда демонстрировал свое почтительное и почитательное к ним отношение. «Чтобы понять мысль конкретного святого отца, нужно думать о нем, молиться ему», – говаривал он. Различного рода отклонения от православного церковного христианства и их носители вызывали с его стороны нелицеприятные характеристики, нередко по-крестьянски натуралистичные и прямые, иногда даже публичные. Далеко не все его любили за эту прямоту, но почти все, хотя бы даже невольно, его уважали.

Еще одной отличительной чертой его подхода было активное привлечение материалов дореволюционной патрологической и богословской науки: он тем самым подчеркивал необходимость не только вероучительной, но и научно-академической непрерывности в преемственности современного ученого предшествующим поколениям отечественных православных исследователей, почтительного отношения к их трудам. Недаром Алексей Иванович всегда с теплотой отзывался о С.Л. Епифановиче, А.А. Бронзове, отце Георгии Флоровском, отце Иоанне Мейендорфе, Е.А. Карманове и других как о своих учителях.

Он считал себя частью русского народа

Покойного профессора отличали несколько характерных черт: сочетающиеся в нем одновременно задушевность, доброта и отзывчивость, простота и доступность в общении и временами суровость и даже жесткость (ведь он служил в Советской армии в десантно-штурмовых войсках; совпадением ли является тот факт, что скончался он на день Российской армии 23 февраля?).

Несомненно, почивший профессор был патриотом своей страны и всегда с почтением относился к военному служению, к ее защитникам – людям в погонах. Выросший в семье отца и деда – фронтовиков, он впитал в себя с детства и передавал нам их страшные и суровые, но возвышенные и героические воспоминания о войне.

Алексей Иванович никогда не кичился ни своими знаниями, ни положением и всегда считал себя частью русского народа, никогда не превозносясь над ним и не выделяя себя из него.

Ученый, просветитель, публикатор

За свою долгую научно-церковную деятельность он многое успел. Он стал научным руководителем десятков кандидатских, магистерских и дипломных работ в духовных школах. Издал более 100 научных статей и рецензий. Особенно стоит отметить его самоотверженные труды по переводу и изданию творений святых отцов и церковных писателей, снабженных его предисловиями и комментариями. С участием Алексея Ивановича вышли три многотомных серии в издательствах «Мартис», «Паломник», «Сибирская Благозвонница».

В последние годы он трудился над изданием серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе» (сокращенно ПСТСО) в издательстве «Сибирская Благозвонница», в которой вышло уже девять объемных томов и готовятся к изданию новые. За два месяца до его кончины вышел том серии ПСТСО, посвященный преподобному Иоанну Кассиану Римлянину.

Важным свершением научной деятельности покойного профессора стало итоговое издание пяти томов его научных трудов, многие из которых публиковались прежде в разрозненном виде и не были широко доступны: «Святоотеческое наследие и церковные древности» (М., 2011–2016).

Профессор А.И. Сидоров был руководителем и одним из авторов учебников и составителем антологии по патрологии, издаваемых при ОЦАД, и эти проекты получили диплом первой степени конкурса «Просвещение через книгу».

Научная школа

Помимо значительного влияния своими трудами и личным общением на научный церковный мир последних десятилетий, покойный профессор оставил после себя и научную школу на кафедре богословия МДА, которую он возглавлял последние годы и которая и далее будет развивать его подходы и научные интересы. Он также стал одним из учредителей научно-богословского журнала «Диакрисис», первый номер которого скоро выйдет. Школой планируется и проведение научной конференции в память о профессоре А.И. Сидорове – «Сидоровских чтений».

Вечная память почившему новопреставленному рабу Божию Алексию! Будем хранить его светлый образ в наших сердцах, читать и изучать его труды, молиться о нем и надеяться, что Господь вселит его душу в светлые обители, где он, став собеседником любимых, чтимых и изучаемых им в земной жизни святых отцов, откроет для себя новые тайны жизни небесной, над разгадкой которых он думал здесь.

Павел Кириллович Доброцветов,
доцент Московской духовной академии
и Сретенской духовной семинарии

2 марта 2020 г.


Источник
НаверхНаверх