Порядок, целомудрие, воздержание и воспитание

Порядок, целомудрие, воздержание и воспитание

3 марта 2020
Порядок, целомудрие, воздержание и воспитание Материнские заметки

Анна Сапрыкина

«Учитесь властвовать собою…»
А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Делай, что хочешь. Замечай, чего именно тебе хочется, и немедленно исполняй свои желания. Игрушки – когда ты маленький, вещи – когда большой. Еда – чего бы мне еще такого захотеть? Впечатления и зрелища, то, что способно зацепить – не только компьютерные игры, а просто непрерывное мелькание картинок, поток сообщений и «лайков», неважно чего – важно, чтобы смартфон всегда в руке и в голове…

В этом беспорядочном потоке не возникает даже вопроса: ограничивать ли себя. Неспособность «взять себя в руки» особенно ярко проявляется в области половых отношений.

Добрачные отношения, множество половых партнеров и пресловутый «гражданский брак», разводы – измены. Даже попытка остановиться, назвать вещи своими именами, то есть блудом, грехом, а по смыслу слова – блужданием без руля и ветрил, вызывает не только отторжение, но и агрессию.

Нельзя сказать, чтобы таких явлений не знала человеческая история. Такое – и хуже – бывало, и не раз. Падения совершались и в самые строгие времена. И сейчас с каждым из нас может случиться такое. И «самым правильным», самым строгим подвижникам случалось падать, так что – не о суде речь, ни в коем случае. Каждую овечку повесят за свой хвостик. Речь исключительно о нас самих. В чем мы растим самих себя и своих детей. Вот обсуждаю с одной девушкой – православной девушкой – фильм. Замечаю: вообще-то отношения героини и героя, которые «переспали» друг с другом, называются, как ни крути, блудом. А она в ответ: «Ты же понимаешь, что сейчас в жизни все не так. Сейчас не бывает такого, чтобы девушка сначала выходила замуж… Сейчас просто любят». Нет рамок – есть «любовь». А проще – мои желания. А в рамках – тесно… Как же быть?

Упорядочивание как педагогическая задача

Одна из задач христианского воспитания звучит странно и даже дико: «упорядочить» детей.

Святитель Иоанн Златоуст так заканчивает проповедь о воспитании детей, обращенную к отцам семейств:

«Итак, образовать и упорядочить себя и их <жен и детей> – вот наша обязанность»[1].

Что же это такое – «упорядочить»? Никуда не деться, посмотрим первоисточник: упорядочить здесь – ρυθμίζειν[2]. Ῥυθμίζω, ῥυθμός – «делать стройным, приводить в порядок, устраивать, располагать (в стройном порядке), прилаживать»; это однокоренное к такту, рифме[3]. Интересное такое родство воспитания детей и поэтического творчества. Родители как поэты, дети как стихи – хорошо звучит, да? А еще Златоуст называет дело воспитания «искусством упорядочивания души и образования ума»[4].

Златоуст называет дело воспитания «искусством упорядочивания души и образования ума

Эта стройная поэтичность может быть названа «воздержанием»[5]. Когда упорядочить – значит научить держать самого себя, держать себя в руках. Что-то вокруг умеренности, умения соблюдать меру[6]. Слова здесь могут быть разными, и вообще это слова разные – помимо ритмичности-порядочности здесь и воздержание-целомудрие, которое σωφροσύνης , и буквально воз-держание, ἐγκράτεια. Но все это – в одну сторону.

Привести к внутренней красоте-стройности, научить ребенка управлять самим собой, своими желаниями – одна из задач воспитания. И одновременно – метод воспитания. И еще – наполненная самыми глубокими смыслами супер-идея христианского воспитания. Да и вообще христианского отношения к жизни. Между прочим, воздержание, которое ἐγκράτεια, – это один из плодов Святого Духа[7].

Державное воспитание

Воспитать ребенка – как раз научить его властвовать собой. То самое умение управлять самим собой.

Святитель Иоанн Златоуст говорит емко, образно:

Привести к внутренней красоте-стройности, научить ребенка управлять своими желаниями – одна из задач воспитания

«Начальники — те, которые умеют управлять сами собою. К душе имеют отношение следующие три предмета: дом, город и вселенная; во всем есть постепенность.

Кто хочет быть начальником дома и хорошо управлять им, тот должен прежде всего устроить свою собственную душу, потому что она – ближайший его дом...

Кто мог устроить свою душу и одно в ней сделать господствующим, а другое подчиненным, тот будет в состоянии управлять и домом; кто домом, тот и городом, а кто городом, тот и вселенной»[8].

 Святитель Иоанн Златоуст

Эту идею гениально выразил русский народ, сказав о бездельниках и беспорядочных людях, что они «без царя в голове». Здесь как раз о душе как о царстве. О царе – не из серии «что хочу, то ворочу», а ровно наоборот: царь здесь тот, кто все в порядок приводит. А еще тех, у кого нет царя в голове, называют «разнузданными», такими, у которых нет узды, которые – снова и снова – не способны управлять собой.

Как же научить ребенка управлять самим собой? В самом начале здесь – самовоспитание родителей. Не может управлять другими людьми, своими детьми, тот, кто не научился управлять самим собой.

Управлять ребенком – не подчинить себе ребенка, не забрать в свои руки полную власть над ним, а подчинить, чтобы вскоре… отпустить. Ведь в итоге от нас требуется не рабов вырастить, а как раз свободных. Мы учим детей послушанию не для того, чтобы они выросли бесхребетными солдатами-исполнителями, как любят пугать «либеральные» ораторы. Как раз наоборот – чтобы привести наших детей к истинной свободе, чтобы наш малыш вырос и смог самому себе, как начальнику, подчинить свою собственную душу, и чтобы он смог в случае нужды управлять и другими людьми.

Пять способов научить ребенка воздержанию

В одном из текстов святитель Иоанн Златоуст буквально в одной фразе показывает методы и задачи воспитания детей (если совсем точно, здесь речь идет о сыновьях):

«Пусть они научатся обуздывать чрево, воздерживаться от лишних издержек, быть расчетливыми, нежно любящими, пусть они научатся повиноваться власти»[9].

Здесь половина – о том самом воздержании. Попробуем по порядку:

«Обуздывать чрево»

Умение управлять самим собой начинается с умения управлять своим желудком. Это – о посте, о том, зачем нужен детский пост. Управление своими желаниями начинается с примитивного: научиться иногда ограничивать себя в еде, отказываться от чего-то вкусного, вообще – отказываться от чего-то именно из послушания. Это невероятно важная тренировка на пути к добродетели воздержания, на пути воцарения в собственной голове. И все это – именно для детей, а не только для взрослых людей: подобный подход предполагает, что ко взрослому состоянию ребенок уже должен освоить, хотя бы в общих чертах, эту добродетель.

Умение управлять самим собой начинается с умения управлять своим желудком

О том, как коррелирует «умение воздерживаться в еде» с формированием духовных качеств, совсем с другой стороны, но все же показывает исследование, приведенное в книге «Эмоциональный интеллект» Даниэла Гоулмана:

«На первом этапе дошкольникам было предложено пирожное и сказано, что если они на 15–20 минут воздержатся от того, чтобы его съесть, тогда получат еще одно пирожное. Спустя 14 лет этих детей снова обследовали, и был зафиксирован следующий примечательный факт: кто в младенчестве проявил самоконтроль и смог воздержаться от незамедлительного удовлетворения аппетита, те оказались теперь более стабильными эмоционально, к ним лучше относились учителя, их любили друзья, они продемонстрировали гораздо более успешные результаты на национальных тестах, по сравнению с теми детьми, которые 14 лет назад тотчас же съели пирожное»[10].

Впрочем, о том, что телесный-пищевой пост обязательно связан с духовным совершенствованием человека, говорит существование поста с древнейших времен – и в Ветхом Завете, и во всех, даже далеко не христианских культурах.

Как важно научить детей обуздывать чрево, вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст повторяет не раз, в самых разных проповедях, и часто – снова соединяя разные виды воздержания в единый педагогический процесс:

«Научи сына петь те преисполненные любомудрия псалмы, например: сначала о воздержании <целомудрии –σωφροσύνης> , или, прежде всего, о несообщении с нечестивыми... об обращении с добрыми... о воздержании чрева (γαστρὸς κρατεῖν), об удержании рук, о нестяжательности, о том, что и деньги, и слава, и все подобное – ничто»[11].

В другом месте святитель говорит о ребенке:

«Пусть выучится поститься, если не постоянно, то по крайней мере два раза в неделю – в среду и в пятницу»[12].

Когда мы сейчас говорим о детском посте, мы имеем в виду «не есть много конфет», или строже – «не есть мясного», или, в качестве супер-строгого поста, – «не есть мясного и даже молочного», вегетарианский или веганский стол всего-то четыре раза в год. Но во времена Златоуста имелось в виду полное воздержание от пищи, например, до вечера. Я не призываю лишать детей еды, я сама в детстве постилась не так строго, и дети мои так, по-настоящему, не постятся, вообще никого никуда не призываю, просто рассказываю – у каждого из нас своя мера. Просто напоминаю, что имеется в виду под словом «пост» у древних отцов. Это как у ниневитян, когда во имя покаяния постились – ничего не ели – и «малолетние дети», и даже скот[13].

В общем, воздержание в этом пункте – это про еду. А не про то, «что в душе», не о том, что «главное людей не обижать». Святые отцы получше нашего знали и повторяли – да, главное людей не обижать! Нет сомнений, главное – добродетели стяжать! И да – пост – всего лишь средство, а не цель. И тем не менее они настаивали на педагогической значимости пищевых ограничений.

«Воздерживаться от лишних издержек»

Почти современное «ограничение потребления». Только здесь – не во имя всяческой экологии, а во имя добродетели воздержания. Снова – умение управлять самим собой. И снова – не бросить все, ходить юродиво-голым по пустыням, а всего лишь не тратить, не покупать, не просить лишнего. Научить ребенка думать: а действительно ли мне эта вещь так нужна? Действительно ли нужно первоклашке устраивать день рожденья в крутом центре с двадцатью аниматорами и тортом высотой с ребенка, или можно позвать друзей домой и угостить их мороженым и пиццей? Действительно ли пятикласснику необходим айфон последнего поколения, или можно купить смартфон в пять раз дешевле, с такими же точно функциями?

Воспитание ребенка должно быть подобно воспитанию воина и философа

Воспитание ребенка должно быть подобно воспитанию воина и философа[14]. Но снова нет речи о каких-то крайностях. В другом месте святитель Иоанна Златоуст говорит: «пусть в большинстве случаев <ребенок> обслуживает себя сам. Пусть в том только будет ему прислуживать слуга, в чем не сможет он сам обслужить себя...»[15]. Даже личная прислуга здесь предполагается, и даже не предлагается лишать работы слуг. Так что – без крайностей. Воздержание, в том числе, когда «все включено».

«Быть домостроителями»

Следующий пункт в русском переводе полного собрания творений Златоуста звучит непонятно: «быть расчетливыми». На самом деле у Златоуста говорится – быть οἰκονομικοί. Прямо и буквально речь об экономике, поскольку наша «экономика» происходит от слова «ойкос» – «дом». Так что уместнее это слово перевести как «домоустроительными», то есть: «пусть дети научатся управлять домохозяйством».

Снова об управлении. Но на этот раз – об управлении не только самим собой, но и своим ойкосом, окружением, бытом. Сначала ребёнок учится управлять самим собой, телом-желудком. Затем упорядочивает свое потребление – вещи, деньги, сокращает издержки. А как в древней, времен Златоуста, так и в современной экономике, сокращение издержек есть одна из основ успеха. Но мало «сократить издержки» – надо все устроить, упорядочить. И тот, кто приводит в порядок жизнь вокруг себя, приводит в порядок вверенную ему область жизни – пространство дома.

«Нежно любящими»

Этот наш философ-аскет-экономист ничего стоить не будет, если при этом не научится любить

Но и этого мало. Недостаточно сокращать издержки и ограничивать себя, недостаточно рассчитывать, устраивать и упорядочивать. Все это приобретает цель и смысл, если подчинено любви. У Златоуста – быть φιλόστοργοι, это именно о нежной, дружелюбной любви.

Этот наш философ-аскет-экономист ничего стоить не будет, если при этом не научится любить, не научится поворачиваться лицом, душой и сердцем к людям, к ближним своим. Да и вообще начало, суть и венец христианского воспитания – конечно же, любовь. Без нее наш расчётливый философ – не то что в медь звенящая или кимвал звучащий, а сухарь, даже на звуки неспособный. Зато с любовью эта философия воздержания превращается в настоящую мудрость.

«Пусть они научатся повиноваться власти»

Способность поставить себя на второе место. Хотя бы на второе, а не всегда на первое. Представить, что есть кто-то выше тебя, и ты спокойно воспринимаешь наличие такой иерархии в миропорядке.

Да, «к свободе призваны вы, братия» (Гал. 5,13), в этом христиане истинные либералы. Но в отличие от тех, кто сейчас либералами называется, христиане чужую свободу тоже уважают. И признают, что мы все равны перед Богом – но устройство миропорядка предполагает иерархию. И еще мы помним: «противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 2).

Это – снова об управлении и об упорядочивании. Порядок в голове, порядок в доме – и порядок в обществе, государстве. И апостол Павел, и Златоуст получше нашего понимали, насколько безумной может быть власть – и в семье, и в государстве, – насколько извращенными могут быть требования власть имущих, насколько далекими от христианского учения. Но это, хотя бы в идее, повиновение власти, почтительное уважение к вышестоящим, способность признать, что кто-то может быть выше тебя – принципиально.

Космическое целомудрие

Иногда русское «воздержание» – это в первоисточниках целомудрие, σωφροσύνης. Какое важное, какое непростое понятие! За которым стоит столько всего… Целомудрие – это особенная мудрость, но по умолчанию это может означать воздержание от внебрачных отношений, от блуда[16]. Понятию σωφροσύνης Златоуст сам дает определение: под «целомудрием» понимается «пристойность»[17]. Это порядочность от слова «порядок». Это буквально тот самый космос, который против хаоса. В другом месте святитель дает другое определение: «целомудрием называется здравое состояние ума»[18].

Привести ребенка к целомудрию – еще одна задача воспитания:

«преимущественно будем их <детей > сохранять в целомудрии, – тут более всего возможен вред юности»[19].

Все та же самая задача – упорядочить; научить ребенка этому порядку в половой сфере – также задача родителей[20].

Именно в половой сфере проявляется способность или неспособность человека к умению держать себя в руках

Именно в половой сфере проявляется способность или неспособность человека к умению держать себя в руках. Чтобы научить ребенка половому воздержанию, как раз и важно, по мысли Златоуста, приучать ребенка к воздержанию в пище – об этом уже была речь. Никто не говорит, что навык к посту гарантированно предохраняет от блуда – к сожалению, и жития святых, и патерики, и опыт общения с людьми «воцерковленныими» показывает, что гарантий тут нет никаких. И, к сожалению, кроме «просто поста», здесь много чего еще должно быть включено. Но пост здесь – и помощник, и дополнительный шанс, и тренировка, которая помогает нам и нашим детям не «распускать» себя.

Во времена Златоуста границы детства были другими. Например, девочка могла быть уже в 12 лет обручена, и замуж выходили в 13–16 лет, легко и запросто. Молодые люди женились позже, но все равно, учитывая среднюю продолжительность жизни, по-нашему скорее рано. И при этом власть отца, реальная и юридическая, была несравненно больше, чем сейчас. Собственно, тогда эта власть была, а сейчас ее нет. Поэтому многие советы святых отцов о том, как сохранить ребенка в целомудрии (например, о ранних браках, в которых имеется в виду подростковый возраст), могут не работать сейчас, хотим мы этого или нет. И тем не менее многие мысли великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста явно «на все времена» и могут помочь современным родителям ничуть не меньше, чем они помогали полторы тысячи лет назад жителям востока Римской Империи. Между прочим, в тамошних мегаполисах ситуация была, пожалуй, повеселее нашего – не только добрачные связи как норма, не только разводы и измены, но и откровенная педерастия в школах была обычным и часто даже поощряемым делом… Пожалуй, даже «толерантный» Запад не дошел еще до того состояния, в котором были античный Рим или Афины эпохи упадка. И в Константинополе, и в Антиохии времен Златоуста ситуация была не лучше. Святитель обращался к жителям мегаполисов, по нравам не очень-то отличавшимся от современной Москвы или Нью-Йорка – та же жизнь в многоэтажках, то же смешение культур, та же распущенность нравов, и тогда и сейчас люди, хотя бы пытающиеся жить к Богу, были довольно малым стадом...

Можно выделить несколько методов воспитания ребенка в целомудрии (здесь преимущественно речь идет о сыновьях), которые мы находим в творениях святителя Иоанна Златоуста.

«Говорить о девстве»[21]

Именно о девстве, хотя целомудрие – оно и в девстве, и в честном браке, и воспитывать ребенка в целомудрии, по тому же Златоусту, – это, в частности, готовить его к браку. В трактате «О воспитании детей» святитель советует приводить ребенка к монахам, обращать внимание ребенка на епископов[22]. Сейчас модно говорить: ну не может мужчина/женщина терпеть до брака, невозможно и вообще вредно это! Обращение к монашескому опыту показывает подростку воздержание как реальность: монахи живут так годами, десятилетиями – всю жизнь, до старости. И живут, и здоровы, и счастливы. Я бы не стала ребенку повторять, что вот, мол, «сколько девственников в монастыре собралось». Нет – просто бывать в монастырях, хорошо бы и пожить иногда, хорошо бы дружить с монахами, послушниками, чтобы дети росли в этом впечатлении полной, счастливой жизни, жизни служения Богу, жизни, в которой, в частности, равноангельски «не женятся и замуж не выходят».

Учить словами.

Златоуст советует родителям беседовать с детьми о целомудрии, «внушать… вразумлять, устрашать, угрожать, делая то одно, то другое», обращаясь к образу брачных венцов как знаку победы над страстью»[23]. Мне кажется, просто по собственному опыту девочки, которая воспитывалась в церковной семье, что не обязательно и даже нецеломудренно постоянно «долбить» ребенка на эту тему. Но иногда, наедине, серьезно говорить с подростком, со взрослым ребенком – как раз обязательно. Правда, важный нюанс: подросток услышит эти слова только от того, кого любит и уважает.

Наши дети должны услышать о том, что «просто переспать» – это грех, разрушающий личность, грех, разрушающий будущий брак

Совсем недавно мне довелось столкнуться со страшной историей. Молодой человек, из верующей семьи и вроде бы сам считающий себя верующим, «испортил» девушку – просто «переспали», по взаимному желанию, конечно. Человек правда тянется к Церкви – и вот он почти случайно он узнал, дошло: чудовищную вещь совершил. Говорит: я же не думал, что это настолько важно. Молодой человек хороший, добрый, и сейчас он серьезно намерен воздерживаться до брака, сколько бы лет ни пришлось ждать. Поразительно то, что церковное детство и юность не показали ему, четко и однозначно, насколько это недопустимый поступок. Дело не в том, что «не утерпел», а в том, что «не собирался терпеть».

И с такими ситуациями я сталкивалась уже не однажды: когда человек даже исповедуется, причащается – но считает блуд чем-то «не очень хорошим». Не границей, которую нельзя переходить в принципе, не преступлением – а так, конфету на кухне у мамы стащил. Наши дети, мне кажется, должны четко, ясно, доходчиво услышать слова о том, что «просто переспать» – это грех, разрушающий личность, грех, разрушающий будущий брак, грех, который может быть омыт покаянием – но покаяние еще как понадобится. Услышать четко и определенно хотя бы о том, как называются отношения вне брака: все те нелицеприятные, полуцензурные выражения, которыми наша культура спокон веков ограждала девушек и молодых людей от падения. Далеко не всех слова ограждают – но все же это забор, через который еще перелезать придется.

Подготовка к браку

Начатая с отрочества подготовка к браку многих моих друзей и подруг сохранила для честного брака

Также, по Златоусту, сохранение в целомудрии – это когда юноша рассматривает свое тело как то, что принадлежит его будущей невесте, а нарушение целомудрия как разрушение будущей семьи[24]. Для меня самой это было одним из важнейших моментов: с детства я начала и молиться о будущем муже, и готовиться… к материнству.

И каждый молодой человек в моей жизни виделся мне как «возможно, мой будущий муж, отец тех самых пятерых детей, которых я себе придумала» – или «точно не мой будущий муж, не дам ему растить моих деток». На эту тему можно говорить много, но здесь не будем об этом. Скажу только, что начатая с отрочества серьезная подготовка к браку многих моих друзей и подруг сохранила для честного брака с любимыми и честными людьми. Так что – система работает, проверено многими молодыми людьми и девушками и в 1990-е, и в нулевые, теми, кто учился в светских вузах и вел вполне себе активную и со всех сторон интересную жизнь.

Еще много чего

Здесь и опыт воздержников-аскетов, которые немало сказали и написали на эти темы в последние пару тысяч лет. И живой опыт девушек и мужчин, которые честно живут в наше время – и это об отношениях с родителями, об отношениях с друзьями, об учебе, о работе, о развлечениях, о спорте… Это разговор отдельный, конечно.

***

Как мы научим своих детей и самих себя управлять своими желаниями? Как мы научим их – и себя – держать себя в руках? Как научимся сначала подумать, а потом говорить, сначала соразмерить – найти меру – а потом делать? И в полноте радости принимать те великие дары, которые нам Господь посылает – не в беспорядочном «хочу немедленно», а в порядке, в нужном месте, в установленное время, чтобы Податель благ благословил и эти дары, и нас самих? У каждого из нас могут быть разные пути получения такого образования – в зависимости от обстоятельств, здоровья, возраста. Живи не как хочется, а как Бог велит – освоить эту народную и библейскую мудрость непросто. Но ведь когда с любовью, нежной любовью, когда с Богом – тогда ведь возможно все. И даже больше.

Анна Сапрыкина

Книги Сапрыкиной Анны в интернет-магазине "Сретение"

3 марта 2020 г.

[1] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Ephesios XXI, PG 62, 154; ПСТ 11,1,190. Здесь и далее ПСТ – Полное собрание творений, с указанием цифрами тома, книги и страницы).

[2] Словарь Вейсмана. Словарь Liddle&Scott дает буквальный перевод bring into a measure or proportion, а также приводит и педагогическое значение educate, train.

[3] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. Словарь Liddle&Scott дает буквальный перевод bring into a measure or proportion, а также приводит и педагогическое значение educate, train (A Greek-English lexicon / Сomplited by Henry George Liddell and Robert Scott. – New York: Oxford University Press, 1996).

[4] Τί γὰρ ἴσον τοῦ ῥυθμίσαι ψυχὴν, καὶ διαπλάσαι νέου διάνοιαν – искусство упорядочивания души и образования ума (Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, PG 58, 584, перевод наш, в рус. переводе: ПСТ 7,1, 617: «образования души и просвещения ума»).

[5] На церковнославянский ῥυθμίζειν возможно, может быть «пересказано» как въздръжати (ср. Златоуструй: «подобаше ти его въздържати»; см. ОР РГБ Ф. 98 (фонд Егорова). № 240. Л. 250. Однако и И. Срезневский, и Г. Дьяченко славянское въ(о)здръжати не возводят к Ῥυθμίζω.

[6] Показательна мысль императора Константина Великого о том, что Моисей своей мудростью «настолько превосходил своих предшественников, что и главнейшие между язычниками люди, то есть мудрецы и философы, старались соревноваться с ним в мудрости. Подражая ей, Пифагор настолько прославился своим воздержанием, что и воздержаннейшему Платону служил образцом умеренности» (Евсевий Памфил. Жизнь Константина. М., 1998. С. 201).

[7] Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22–23).

[8] Иоанн Златоуст, свт. In Acta apostolorum LII PG 60, 366; ПСТ 5,1, 455.

[9] Μαθέτωσαν γαστρὸς κρατεῖν, πολυτελείας ἀπέχεσθαι, οἰκονομικοί τινες εἶναι, φιλόστοργοι, μαθέτωσαν ἄρχεσθαι. (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 548; ПСТ 11, 2, 682).

[10] https://pravoslavie.ru/127285.html.

[11] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses, IX, PG 62, 362-363; ПСТ 11,1, 433.

[12] Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis. §79; Русский перевод: О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского средневековья: пособие для учащихся педколледжей и студентов вузов: В 2-х т. Т. 1: «В Христе сокрыты все сокровища премудрости». Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья / Сост., ст. к разделам и комм. Безрогова В.Г., Варьяш О.И. М.: АО Аспект Пресс, 1994. С. 193.

[13] См.: Иоанн Златоуст, свт. Беседа 2. О покаянии ниневитян // Иоанн Златоуст, свт. ПСТ, 12.

[14] Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §63; Рус. Пер. С. 189.

[15] Там же. С. 191.

[16] Ср. Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, SC 949, 983, 1010.

[17] σωφροσύνην δὲ τὴν κοσμιότητα (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546). Кοσμιότης – «порядочность, благопристойность, скромность, умеренность», κόσμιος (κόσμος) – соблюдающий порядок и т.п.

[18] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Titum, IV, PG 62,682; ПСТ 11,2,861.

[19] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681. Речь идет именно о юности – после того, как проходит «ранний возраст», наступает следующий период, юность, время действия «похоти» (Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, X, PG 57, 185; ПСТ 7,1, 100).

[20] Иоанн Златоуст возлагает ответственность за то, как формируется сознание детей, в частности, за половую распущенность, на их отцов (Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681. С. 680, 681). Эта же мысль высказывается и другими авторами, например, в «Постановлениях апостольских»: если дети «уклонятся в бесчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то вина за их души будет лежать на родителях» (Постановления апостольские. Сергиев Посад: Свято-Троицкая сергиева лавра, 2006. С. 103. Книга 4.).

[21] «Я уже говорил вам, что если зло становится трудноискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве (παρθενίας), о целомудрии (σωφροσύνης), о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещано в Писании» (Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, SC 262–266; рус. пер. C. 179).

[22] Родители должны показывать ребенку примеры людей, ведущих воздержанную жизнь: это может быть пример «того, кто стоит во главе Церкви» (Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §83; Рус. пер. С. 194), пример воздержанных «рабов»: «ибо неуместно, когда раб является воздержанным, свободный же оказывается ниже его» (Там же. С. 193 ).

[23] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam I ad Timotheum IX, PG 62, 546; ПСТ 11,2, 681.

[24] Ср. также: Иоанн Златоуст, свт. De inani gloria et de educandis liberis, §81–82.

НаверхНаверх