Предстоятель Русской Церкви совершил освящение храма Живоначальной Троицы в Чертанове
8 декабря 2024 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Живоначальной Троицы в Чертанове и Божественную литургию в новоосвященном храме.
За Литургией состоялась хиротония архимандрита Серафима (Лопухова) во епископа Ейского и Тимашевского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 октября 2024 года (журнал № 111), стал правящим архиереем Ейской епархии Кубанской митрополии.
Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: благочинный Донского церковного округа протоиерей Александр Фарковец; настоятель Троицкого храма протоиерей Константин Сопельников; префект Южного административного округа г. Москвы А.В. Челышев; учащиеся Православного центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского.
Были освящены три престола храма Живоначальной Троицы в Чертанове: центральный — в честь Живоначальной Троицы; правый — в честь Толгской иконы Божией Матери; левый — в честь Богоявления Господня.
При освящении храма и за Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий; епископ Сочинский и Туапсинский Герман; епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан; епископ Новороссийский и Геленджикский Сергий; епископ Армавирский и Лабинский Савва; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Фарковец; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского церковного округа; протоиерей Константин Сопельников; протоиерей Владимир Чувикин, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря; протоиерей Константин Харитошкин, настоятель Патриаршего подворья храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехове-Борисове Южном; протоиерей Игорь Якимчук, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Олег Корытко, руководитель Референтуры Московской Патриархии; духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: префект Южного административного округа г. Москвы А.В. Челышев; глава управы района Чертаново Центральное г. Москвы Г.В. Мокан; глава управы Тверского района г. Москвы Э.С. Ханахян; благотворители, строители и благоукрасители новоосвященного храма.
За Литургией молились насельницы женских монастырей г. Москвы, многочисленные верующие.
Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Данилова ставропигиального монастыря под управлением Георгия Сафонова.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь перед причастием произнес иерей Петр Украинцев, клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Бусинове г. Москвы.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Ейского и Тимашевского Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Серафим!
Дивным Промыслом Вседержителя, явленным в решении Священного Синода Русской Православной Церкви, благодатью Святого Духа через возложение рук архипастырей ты принял ныне жребий апостольства и был поставлен на высокую свещницу епископского служения, дабы стать, по слову апостола Павла, домостроителем таин Божиих (1 Кор. 4:1).
Премудрыми путями вел тебя Господь к этому значимому дню, испытывая твою верность и ревность о славе Божией в различных ответственных послушаниях: от административной работы до преподавательских трудов, от пастырского окормления военных до теологических изысканий. Знаю, что немало времени и сил ты посвятил изучению обширного наследия святителя Игнатия (Брянчанинова). Пусть же сокровища духовной мудрости, заключенные в трудах сего делателя и изрядного учителя покаяния и молитвы (тропарь святому), станут сокровищами и твоего сердца.
Изволением Премудрого Творца тебе предстоит трудиться в местах, которые входили некогда в состав обширной Кавказской епархии, когда ею управлял святитель Игнатий, и ты, вступая на Ейскую кафедру, становишься, таким образом, преемником его архипастырского служения. «О, бездна богатства и премудрости и ве́дения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» — можешь воскликнуть ты вместе с апостолом Павлом (Рим. 11:33). Будь же достойным продолжателем трудов твоего славного предшественника, «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).
Краснодарский край известен не только красивой природой и плодородными землями. Здесь живут люди, твердо хранящие православные устои и традиции — люди, для которых вера и Церковь всегда оставались важной частью жизни. Я неоднократно посещал эти места и имел возможность убедиться, сколь активно здесь восстанавливаются и строятся храмы, которые наполняются множеством верующего народа. Заботясь о развитии епархиальной деятельности, старайся всеми силами способствовать тому, чтобы религиозная жизнь паствы и клириков не ограничивалась внешним благочестием, что очень опасно: вроде как все хорошо, службы совершаются, говорят все правильно, а душа бывает далека от Того, к Кому она должна быть обращена. Поэтому и призываю тебя: возревнуй прежде всего о том, чтобы, по слову апостола, внутренний их человек обновлялся день ото дня (2 Кор. 4:16) — в первую очередь имею в виду вверенную тебе братию, священнослужителей, но также и весь народ Божий.
Для этого стремись расширять поле просветительской и катехизаторской работы. Благо, у тебя есть немалый преподавательский опыт, который, надеюсь, поможет тебе в том, чтобы наставлять пасомых в здравом учении, а противящихся обличать (Тит. 1:9). К сожалению, нередко бывает так, что взрослые люди, которые много лет ходят в храм, не знают основ православного вероучения, правил духовной жизни — таких, к сожалению, очень много. Таковых исправляй кротко, однако же с терпением и настойчивостью, призывая к изучению Священного Писания и наставлений святых отцов, к духовному рассуждению и страху Божию, который есть начало всякой премудрости (Притч. 1:7).
Особое внимание уделяй подрастающему поколению. Молодежь — это наши самые пытливые прихожане, которые, с одной стороны, желают во всем разобраться и все понять, а с другой — еще не вполне тверды во стезях своих, а потому часто бывают увлекаемы лживыми учениями и опасными, но притягательными примерами сверстников. Как пастырь добрый, мужественно ограждай вверенных тебе словесных овец от лютых волков, которые не щадят стада и говорят превратно (см. Деян. 20:29-30).
Подавая личный пример, всячески развивай и поддерживай социальное служение на приходах, то есть совершение добрых дел, ибо доброделание является одним из убедительных способов проповеди о Христе Иисусе и открывает двери Небесного Царствия. «Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную», — увещевал святитель Игнатий пасомых. К тому же призывай и ты врученный тебе народ Божий.
Еще нечто важное имею сказать тебе ныне. Место твоих епископских трудов находится недалеко от зоны активных боевых действий. Ранее ты немало взаимодействовал с представителями Вооруженных сил, и потому тебе хорошо известно, сколь необходимы им духовная поддержка и простое человеческое внимание. В нынешних сложных обстоятельствах организация гуманитарной помощи, пастырского окормления воинов и развитие добровольческого движения мирян приобретают особое значение. Еще и еще раз хочу сказать: это не должно быть ни десятым, ни пятнадцатым, ни двадцатым пунктом твоей повестки дня, но самым что ни есть приоритетом.
Помни наставление преподобного Никодима Святогорца: какое бы дело, даже самое великое, ни предпринял ты, какие бы труды и усилия ни приложил бы для этого — не достигнет оно поставленной цели, если оставляешь без внимания свои страсти, давая им свободу жить и действовать в тебе (Невидимая брань). Итак, со тщанием совершая архипастырское служение и преуспевая в личном духовном подвиге, стремись прежде всего, подобно святителю Игнатию, быть епископом своего сердца (Речь при наречении во епископа Кавказского) — тогда обрящешь многие милости от Господа.
Теперь же, со вниманием выслушав Патриаршее напутствие, прими с благоговением жезл сей — зримый символ апостольского преемства и дарованной тебе епископской власти — и, благословив народ Божий, молившийся о тебе во время совершения хиротонии, гряди с миром на архипастырское служение. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Настоятель новоосвященного храма протоиерей Константин Сопельников приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству Казанскую икону Божией Матери XIX века, написанную сестрами Казанской Амвросиевской женской пустыни.
Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всегда с особым чувством совершаю богослужения во вновь открытых храмах, потому что каждый из этих храмов — это значительная часть моей жизни. Когда я вознамерился построить новые храмы в Москве, у большинства, с кем я обсуждал этот вопрос, не было никакого энтузиазма. Власти просто отмахнулись, считая, что это какая-то фантазия, что осуществить задуманное невозможно. Даже люди церковные с некоторым недоумением возражали: «Но ведь у нас вроде как достаточно храмов». А когда я говорил, что их достаточно в старой части Москвы, а в новых районах ничего нет, мне отвечали: «Ну да, но как же сейчас можно все построить, это же больших денег стоит!» Да, правильно, очень больших. Но если бы я тогда в первую очередь подумал о деньгах, мы с вами, наверное, в этом храме сейчас бы не стояли. А я понял так: надо только начинать, а Господь поможет. Он ответит на нашу ревность, на наше желание. Появятся люди, появится духовенство, которое будет жертвенно трудиться, собирая приходы. Появятся приходские активисты, которые будут душу свою полагать, время свое отдавать и средства свои вносить, для того чтобы строились в Москве Божии храмы.
А ведь все так и получилось — по одной только этой программе, совершенно фантастической для любого христианина в Европе, Америке и вообще во всем мире. Если вы кому-то скажете, что мы в Москве сотни новых храмов строим, люди просто не поверят, отмахнутся, скажут: «кремлевская пропаганда», потому что ничего подобного нигде в мире не происходит. А почему же у нас происходит? А потому что, несмотря на тяжелейшие годы атеизма, на тяжелейшие гонения, врагу рода человеческого не удалось изничтожить веру в сердцах людей. Не было бы веры — никаких храмов бы не было. Храмы — это видимое проявление веры и благочестия нашего народа, а если говорить о Москве, то веры и благочестия москвичей.
Конечно, начатое строительство вызывало, еще раз хочу сказать, у многих, даже церковных людей, недоумение, неуверенность и даже некоторое осуждение. А обернулось все тем, что мы почти каждый праздник или воскресенье освящаем сегодня новые храмы в тех районах, где они так нужны. Но не только храмы! Ведь одновременно вокруг каждого храма создается целая система церковной деятельности. Это и воскресные школы, это и работа с молодежью и взрослыми людьми, кружки и прочее, о чем вы все сами хорошо знаете. И приходы наши становятся не только местами молитвы, хотя в первую очередь молитвы, но и местами нашей соборной работы, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20).
В этих приходских общинах совершается много-много добрых дел, через что, несомненно, укрепляется вера москвичей и многие обращаются к Богу — те, кто еще вчера с неуверенностью отвечал на вопрос, верующий ли он. Те, кто, соприкоснувшись с реальной жизнью Церкви, увидели, что здесь никто никого не обманывает, никто никого не обирает, никто никого не пытается подчинить, чтобы отбирать некие материальные ценности. А ведь именно так представлялась церковная жизнь в атеистическое время, когда «попов», как тогда говорили, называли хапугами, ворами, обманщиками, чтобы священники чувствовали себя изгоями в обществе.
Но мы, духовенство того времени, не чувствовали себя изгоями, потому что понимали: за нами правда. Понимали, что за нами — наш верующий народ. Хотя многие не могли прийти в храм Божий из-за своего положения, места работы, а кто-то еще и в партию вступил, но на самом деле люди в своем большинстве были верующими.
Множество храмов, которые сегодня открываются и освящаются, свидетельствуют об этой живой вере москвичей. Эти храмы наполняются народом Божиим. Много доброго совершается в плане образования и воспитания детей и молодежи, самоорганизации приходов для совершения добрых дел. Но что же мы можем сказать в ответ на удивительное развитие церковной жизни в Москве, которого сегодня не происходит ни в одной столице мира, ни в одном европейском или американском мегаполисе — нигде, кроме России? А сказать мы должны так. Как под Покровом Пресвятой Богородицы мы прошли через страшные годы безбожия, как по милости Божией, несмотря на пытки, лагеря, расстрелы, казни, лишение работы, наши родители сохранили веру православную и передали ее нам, как мы сейчас воспитываем своих детей и внуков, передавая им свою веру, — вот так и должно быть в Церкви Божией. И в ответ на наши малые усилия Господь дает нам великие дары благодати.
Действительно, происходит удивительное возрождение Православия в нашей стране — это и организация новых приходов, и чудесное строительство новых храмов, в которое, как я сказал, большинство не верило. А ведь строим! Тихо, спокойно. Иногда меня спрашивают: «А на какие деньги?» На что отвечаю: «И я до конца не знаю — знаю только, что люди молятся, просят у Господа, а Господь вразумляет тех, у кого есть деньги, вложить их в это доброе и святое дело». И ведь вкладывают наши замечательные доброхоты! А через это вложение и денег, и внимания, и усилий сколько же таких людей, которые вчера еще стеснялись назвать себя православными, да и в церковь не ходили, стали активными членами новых приходских общин!
Конечно, чудесное возрождение веры православной в России не является достижением исключительно нынешних людей, нынешнего поколения москвичей. Это во многом дар Божий в ответ на страдания, на муки, на смерти, на лишения ради Христа наших предыдущих поколений. Поэтому никогда из нашей памяти не должна уходить та страница истории — очень трагическая, но одновременно героическая. Страница, на которой написаны имена наших предшественников, чаще всего и здоровье, и жизнь полагавших за то, чтобы наступили новые времена, которые можно назвать явлением славы Божией на земле Русской.
Сердечно приветствую вас, дорогие владыки, духовенство, которое сегодня вместе со мной совершало богослужение, и вас, мои дорогие братья и сестры. И призываю вас только к тому, чтобы мы, получив все это, не опустили руки, чтобы некое самоуспокоение не понижало градус нашей веры, не удерживало нас от активного участия в приходской жизни. Чтобы священники продолжали достойное и жертвенное, если потребуется, служение Господу. А миряне — тоже служение Господу через укрепление наших приходов, через совершение добрых дел, но, самое главное, через воспитание в вере православной детей и внуков. И если будет так, то мы на милость, которую Господь явил над Россией, над Москвой в этом возрождении веры православной, ответим нашими трудами, служа Ему верой и правдой, еще раз хочу сказать, воспитывая наших детей и внуков, нашу молодежь, укрепляя наши приходы, то есть посещая воскресные и праздничные богослужения, помогая развивать все стороны приходской жизни. Вот это и будет нашим адекватным ответом на все то, что Господь каждому из нас дал через построение новых храмов и через участие в жизни новых православных общин в городе Москве.
Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю и всех благодарю за созидательный труд и за те жертвенные приношения, в результате которых и сей Божий храм был построен, и строятся сегодня храмы по всему лику Русской земли. Аминь.
В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал образ благоверного великого князя Александра Невского.
«Хотел бы передать для вас всех, мои дорогие, образ святого благоверного великого князя Александра Невского, моего духовного покровителя. Вот и крестовый храм в скиту, где я живу, именуется его именем. С этим именем прошли мое детство и юность на берегах Невы. Он был и остается покровителем града Петрова, а также и мои молитвы святому благоверному князю Александру Невскому очень часто сопровождались его дивным ответом, который укреплял мою веру и помогал идти по жизненному пути. Прикладываясь к этому образу, вспоминайте, пожалуйста, в молитвах своих и вашего Патриарха», — сказал Святейший Владыка.
Далее Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Были награждены:
во внимание к трудам по строительству храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы протоиерей Константин Сопельников — орденом преподобного Сергия Радонежского III степени;
во внимание к помощи в строительстве храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы Д.В. Козлов, генеральный директор ООО «Булочно-кондитерский холдинг «Коломенский»», — медалью ордена преподобного Серафима Саровского;
во внимание к помощи в строительстве храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы Э.С. Ханахян, глава управы Тверского района г. Москвы, — медалью ордена благоверного князя Даниила Московского;
во внимание к помощи в строительстве храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы С.В. Осышный, руководитель проектного отдела ООО «Мастерские храмоздателей», — медалью ордена преподобного Сергия Радонежского;
во внимание к помощи в строительстве храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы К.Б. Егоров, главный инженер отдела систем эмиссионно-кассовой работы и налично-денежного обращения Банка России, — Патриаршей грамотой.
По окончании богослужения священнослужители раздали верующим иконки Святой Троицы с Патриаршим благословением.
Источник