Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский

17 февраля 2017
Вне христианства нет истинных героев добра

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский

    

Нам на­до глу­бо­ко за­пе­чат­леть в мыс­лях и серд­це, что ес­ли мы хо­тим жить ра­зум­но, осмысленно, ис­тин­ной ду­хов­ной жиз­нью, сле­до­вать за Хри­стом, то нам при­дет­ся по­сто­ян­но бо­роться за иде­а­лы ду­хов­ной жиз­ни, по­сто­ян­но ис­пы­ты­вать в этой борь­бе скор­би и стра­да­ния. Но за­то эта борьба, эти скор­би и стра­да­ния очи­ща­ют нас от гре­ха, воз­вы­ша­ют дух и ве­дут к по­бе­де, к сла­ве, к нетле­нию, к бес­смер­тию. По­за­ди сво­е­го кре­ста или в кон­це сво­е­го крест­но­го пу­ти мы уви­дим свет­лый Лик Гос­по­да, Его свя­тую дес­ни­цу, ко­то­рая под­дер­жит при­кос­но­ве­ни­ем бла­го­да­ти...

***

Ни­ка­кие бла­га это­го ми­ра, ни­ка­кая муд­рость мир­ская не мо­гут так ско­ро при­ве­сти нас к це­ли, к ис­ко­мо­му на­ми и все­ми людь­ми сча­стью, ра­до­сти, бла­жен­ству, как тес­ный, уз­кий еван­гель­ский путь, или путь кре­ста. “Ес­ли вы Хри­стовы, го­во­рит апо­стол, то плоть рас­пни­те со страстьми и по­хотьми”.

***

Не верь­те, бра­тья, совре­мен­ным мод­ным уче­ни­ям и су­е­муд­рым учи­те­лям, обе­ща­ю­щим рай утех и на­сла­жде­ний на зем­ле. Рай Хри­стов до­сти­га­ет­ся ве­ли­ки­ми уси­ли­я­ми, по­дви­га­ми: «Цар­ствие Бо­жие уси­ли­ем бе­рет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лия вос­хи­ща­ют его». «Вен­цом прав­ды», на­гра­дой бла­жен­ства увен­чи­ва­ют­ся те, кто по­ка­зал се­бя в жиз­ни, по­доб­но апо­сто­лу Пав­лу: «в ве­ли­ком терпении, в бед­стви­ях, скор­бях, бе­дах, в ра­нах, в тем­ни­цах, в из­гна­ни­ях, тру­дах, бде­ни­ях молитвенных, по­стах, в чи­сто­те жиз­ни, сло­ве ис­ти­ны, в че­сти и бес­че­стии, при по­ри­ца­ни­ях и похвалах» (2Кор.6:4-8)

***

Пе­чаль­ная и тя­же­лая для впе­чат­ле­ния кар­ти­на пред­став­ля­ет­ся нам, бра­тья и юно­ши, ес­ли мы оста­но­вим вни­ма­ние свое на совре­мен­ном со­сто­я­нии ви­но­град­ни­ка Бо­жия. То, что со­вер­ша­ет­ся в по­след­ние вре­ме­на в ми­ре и на­шем пра­во­слав­ном Оте­че­стве, яс­но го­во­рит, что де­ла­те­ли ви­но­град­ни­ка Бо­жия на­чи­на­ют упо­доб­лять­ся бо­го­бор­ным иуде­ям: от­вер­га­ют сло­ва по­слан­ни­ков Бо­жи­их и из­бран­ни­ков, со­су­дов бла­го­да­ти Бо­жи­ей, оскорб­ля­ют их и “по­но­сят… и ре­кут всяк зол гла­гол” на них, на­чи­на­ют вто­рич­но рас­пи­нать Сы­на Бо­жия, от­вер­гая Его свя­тое Еван­ге­лие, по­пи­рая Его за­по­ве­ди и от­ри­цая в корне са­мое де­ло хри­сти­ан­ства.

***

От­бро­сив­ши Еван­ге­лие Хри­сто­во как кни­гу несбы­точ­ных иде­а­лов, совре­мен­ные, име­ну­е­мые хри­сти­а­на­ми, учи­те­ли ста­ра­ют­ся в прак­ти­че­ской жиз­ни уни­что­жить вли­я­ние Еван­ге­лия, снять с че­ло­ве­ка вся­кую нрав­ствен­ную от­вет­ствен­ность за его лич­ное жиз­не­по­ве­де­ние. По совре­мен­ной ан­ти­хри­сти­ан­ской мо­ра­ли, вся­кий по­сту­пок, да­же и са­мо­го кро­во­жад­но­го хищ­ни­ка — че­ло­ве­ка, мо­жет быть под­ве­ден под нрав­ствен­ный. Од­ним сло­вом, враж­деб­ное Хри­сто­вой Пра­во­слав­ной Церк­ви зна­мя ан­ти­хри­сти­ан­ско­го на­стро­е­ния че­ло­ве­че­ства вы­со­ко раз­ве­ва­ет­ся, и под стяг его сте­ка­ют­ся все но­вые и но­вые пол­чи­ща взрос­лых, юно­шей-под­рост­ков, по­чти де­тей. При­хо­дит­ся с пе­ча­лью и глу­бо­кою скор­бью убеж­дать­ся, что про­тив­ле­ние Хо­зя­и­ну ви­но­град­ни­ка рас­тет, гор­дое свое­во­лие, же­ла­ние сверг­нуть бла­гое иго Хри­сто­во, са­мо­чи­ние, враж­деб­ное на­стро­е­ние уси­ли­ва­ют­ся.

***

Не за­ме­ча­е­те ли, как ад и пре­испод­няя те­нью сво­е­го мра­ка уси­ли­ва­ют­ся за­крыть свет Христовой ис­ти­ны и ве­ры в ро­де че­ло­ве­ческом? Ан­ти­хри­сти­ан­ские на­ча­ла жиз­ни под бла­го­вид­ны­ми и об­ман­чи­вы­ми име­на­ми но­во­ве­рия, бо­го­ис­ка­тель­ства, со­ци­а­лиз­ма, ком­му­низ­ма и то­му по­доб­но­го — стре­мят­ся за­те­нить и ис­ка­зить до неузна­ва­е­мо­сти чи­стые хри­сти­ан­ские иде­а­лы, свет еван­гель­ской Хри­сто­вой ис­ти­ны, То­го, Кто просве­ща­ет мир и “вся­ко­го че­ло­ве­ка, гря­ду­ще­го в мир”. “Блю­ди­те, юно­ши, ка­ко опас­но хо­ди­те”. Вре­мя на­ше “опас­ное”, “дни лу­ка­вые”. Мно­го ныне на­до муд­ро­сти, и имен­но муд­ро­сти небес­ной, а не зем­ной. Ныне осо­бен­но тре­бу­ют­ся лю­ди, твер­дые ду­хом, глу­бо­ко ве­ру­ю­щие в Бо­га и пре­дан­ные сы­ны Церк­ви Хри­сто­вой, убеж­ден­ные про­по­вед­ни­ки и ис­по­вед­ни­ки хри­сти­ан­ства.

***


Скор­бит Гос­подь, Учи­тель наш, о том, что мы, хри­сти­ане, в сво­ем боль­шин­стве, мо­жет быть, от­носим­ся со­вер­шен­но без­участ­но к по­ру­га­нию ве­ры Хри­сто­вой, не про­яв­ля­ем тре­вож­но­го чув­ства и брат­ской участ­ли­во­сти к ближ­ним и со спо­кой­ною со­ве­стью взи­ра­ем на по­пра­ние ими ино­гда самых ко­рен­ных ос­нов ве­ры и нрав­ствен­но­сти. По­ра­зи­тель­ная ре­ли­ги­оз­ная и нрав­ствен­ная “теп­лохлад­ность” всю­ду!

***

Ми­рясь с окру­жа­ю­щим нас злом, мы во­об­ра­жа­ем, что ис­пол­ня­ем за­кон Хри­ста

Возь­ми­те се­мей­ную жизнь. Доб­рые тра­ди­ции ста­ри­ны и уста­вы свя­той Церк­ви, освя­щен­ные ве­ко­вой прак­ти­кой, мо­ло­де­жью ныне пре­не­бре­га­ют­ся как ана­хро­низм. Воль­но­мыс­лие ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ное и свое­во­лие, укра­шен­ное ду­хом мод­ных уче­ний, — ку­мир совре­мен­ной мо­ло­де­жи! Стар­шие — лю­ди опы­та и жиз­ни — ста­ра­ют­ся не за­ме­чать раз­ви­ва­ю­ще­го­ся зла или пред­по­чи­та­ют по­стыд­ный мир доб­рой ссо­ре, по­сте­пен­но са­ми при­вы­ка­ют так же рав­но­душ­но от­но­сить­ся к де­лам ве­ры и смот­реть на нее гла­за­ми мо­ло­де­жи. Без­раз­ли­чие, рав­но­ду­шие в де­ле ве­ры Хри­сто­вой и ре­ли­гии — это об­щая бо­лезнь на­ше­го ве­ка.

***

Ми­рясь с окру­жа­ю­щим нас злом, мы во­об­ра­жа­ем, что ис­пол­ня­ем за­кон Хри­ста; не всту­пая в борь­бу со злом, в си­лу непра­виль­но по­ни­ма­е­мой на­ми сво­бо­ды со­ве­сти, мы так свы­ка­ем­ся с ним, что на­чи­на­ем счи­тать его нор­маль­ным яв­ле­ни­ем и ста­но­вим­ся рав­но­душ­ны­ми к доб­ро­му. Из­лиш­ние за­бо­ты об удоб­ствах жиз­ни, усерд­ное слу­же­ние ми­ру и пло­ти со­вер­шен­но по­дав­ля­ют ум и сердце и вся­кие ре­ли­ги­оз­ные ин­те­ре­сы ду­хов­ной жиз­ни.

***

В об­ще­ствен­ной жиз­ни, в от­но­ше­ни­ях друг к дру­гу мы про­яв­ля­ем ча­сто ка­кую-то сверх­гу­ман­ность: ве­ли­ко­душ­ны к ни­зо­сти, снис­хо­ди­тель­ны к раз­вра­ту, го­то­вы за­мол­чать неве­рие и ино­гда бо­го­хуль­ство, счи­та­ем пре­ступ­ным за­тра­ги­вать по­кой­ную со­весть ближ­не­го; по­движ­ни­ков за ис­ти­ну и бла­го­че­стие на­граж­да­ем пре­зре­ни­ем, свя­тую ревность их на­зы­ва­ем фа­на­тиз­мом, пси­хо­па­ти­ей. Вот по­че­му ныне нече­стие и без­ве­рие уже не прячут­ся от взо­ров люд­ских, а от­кры­то за­яв­ля­ют се­бя в жиз­ни и ли­те­ра­ту­ре. Как не пла­кать об этом Гос­по­ду на­ше­му, как не скор­беть о сле­по­те ду­хов­ной, о том, что мы, как и древ­ний Из­ра­иль, не хо­тим ура­зу­меть то­го, что слу­жит к на­ше­му веч­но­му спа­се­нию, от­ка­зы­ва­ем­ся по­нять “день свой”, то есть вре­мя зем­ной жиз­ни, пред­на­зна­чен­ной Гос­по­дом для на­ше­го ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, са­ми идем бес­печ­но к веч­ной по­ги­бе­ли.

***

Есть солн­це ми­ра физи­че­ско­го, осве­ща­ю­щее и со­гре­ва­ю­щее на­шу зем­лю и оби­та­те­лей ее. Есть и Солн­це ми­ра ду­хов­но­го, нрав­ствен­но­го, осве­ща­ю­щее наш ду­хов­ный, внут­рен­ний мир лу­ча­ми бо­же­ствен­но­го све­та и со­гре­ва­ю­щее бла­го­да­тию ду­ши ра­зум­ных тво­ре­ний. “Бог, по­велев­ший неко­гда”, по сло­ву апо­сто­ла, в на­ча­ле ми­ра, “из тьмы све­ту вос­си­я­ти, оза­рил и на­ши серд­ца”, то есть наш внут­рен­ний мир (2Кор.4:6). Яви­лось в мир Солн­це Прав­ды — Хри­стос — “об­раз Бо­га неви­ди­мо­го”, из недр Са­мо­го От­ца (Кол.1:15; Евр.1:3).

***

Итак, вот тот свет, ко­то­рый необ­хо­дим для вся­ко­го ра­зум­но-сво­бод­но­го су­ще­ства. Вот тот свет, без ко­то­ро­го ра­зум­ная тварь, все мы, лю­ди, — жить не мо­жем ис­тин­ною ду­хов­ною жиз­нью, не в си­лах осу­ще­ствить на зем­ле свое че­ло­ве­че­ское на­зна­че­ние. Без это­го све­та ни­кто из лю­дей не до­стигнет ве­ли­чия, сча­стья и бла­го­по­лу­чия. Без это­го све­та Хри­сто­ва мы не мо­жем быть ни ис­тин­но про­све­щен­ны­ми, ни ис­тин­но ин­тел­ли­гент­ны­ми, ни ис­тин­но сво­бод­ны­ми. Вне хри­сти­ан­ства нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра, нет выс­ших по­дви­гов доб­ро­де­те­лей, нет ис­тин­но­го про­грес­са в смыс­ле стрем­ле­ния к выс­ше­му со­вер­шен­ству и бо­го­по­до­бию в лич­ной жиз­ни и в смыс­ле устро­е­ния Цар­ствия Бо­жия в об­ще­ствен­ной и го­судар­ствен­ной жиз­ни на­ро­дов зем­ли. Те, кои не бу­дут оза­рять­ся и со­гре­вать­ся этим све­том, не мо­гут быть ис­тин­ны­ми бра­тья­ми и меч­тать о все­об­щем ра­вен­стве лю­дей. Ис­тин­ная лю­бовь, свя­зу­ю­щая во­еди­но лю­дей, со­гре­ва­ю­щая же­сто­кие серд­ца, си­ла, ко­то­рая дви­га­ет жизнь ми­ра к со­вер­шен­ству, яви­лась во всей пол­но­те в ми­ре толь­ко через Хри­ста, в хри­сти­ан­стве...

***

Как в при­ро­де — ку­да луч солн­ца не про­ни­ка­ет, там нет жиз­ни, там мрак, хо­лод, смерть, умира­ет вся­кая жизнь рас­ти­тель­ная и жи­вот­ная — так и в ми­ре ду­хов­но-нрав­ствен­ном — вне Христа, вне Церк­ви Хри­сто­вой, всю­ду, ку­да не про­ни­ка­ет луч это­го бо­же­ствен­но­го спа­си­тель­но­го све­та, нет жиз­ни ис­тин­ной, ду­хов­ной, спа­си­тель­ной, там мрак гре­ха, веч­ная смерть. Вне Церк­ви Христо­вой, без Хри­ста и Его спа­си­тель­ной бла­го­да­ти, по­да­ва­е­мой в хра­ме Бо­жи­ем через та­ин­ства и бо­го­слу­же­ния, через Его свя­тое Еван­ге­лие, есть “доб­рые и злые”, но нет “со­вер­шен­ных”, нет святых, нет по­движ­ни­ков, пра­вед­ни­ков, нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра, люб­ви и прав­ды. Толь­ко христи­ан­ство да­ло ми­ру ис­тин­ный свет, про­све­ща­ю­щий вся­ко­го че­ло­ве­ка; оно осве­ти­ло всю жизнь че­ло­ве­че­ства — лич­ную, се­мей­ную, об­ще­ствен­ную и го­судар­ствен­ную. Кто жи­вет во Хри­сте, тот жи­вет во све­те, тот, как ветвь на ло­зе, при­не­сет мно­го пло­да.

***

Враг све­та — мрач­ный са­та­на — ста­ра­ет­ся сво­ей злой де­я­тель­но­стью за­гра­дить про­ник­новение лу­чей све­та Хри­сто­ва в ду­ши че­ло­ве­че­ские

Враг све­та — мрач­ный са­та­на — ста­ра­ет­ся сво­ей злой де­я­тель­но­стью за­гра­дить про­ник­новение лу­чей све­та Хри­сто­ва в ду­ши че­ло­ве­че­ские, стре­мит­ся под­ме­нить ис­тин­ный свет лож­ным, обман­чи­вым, ис­тин­ное про­све­ще­ние и зна­ние лже­имен­ным зна­ни­ем — «про­све­ще­ни­ем по сти­хи­ям ми­ра се­го». «Отец све­тов», «Свет ра­зу­ма» за­ме­ня­ет­ся «сле­пой си­лой», управ­ля­ю­щей ми­ром. Лю­ди, верующие в «сле­пую си­лу» как в бо­же­ство, ко­неч­но, и са­ми яв­ля­ют­ся ду­хов­ны­ми слеп­ца­ми — они видят толь­ко зем­ное и за зем­ным не ви­дят небес­но­го, не слы­шат го­ло­са Бо­га От­ца, не чув­ству­ют Его бла­го­дат­ной си­лы. Сле­дуя за блуж­да­ю­щим све­том об­ман­чи­вых бо­лот­ных огонь­ков, они погибают в тине за­блуж­де­ния, гре­ха, озлоб­ле­ния, стра­стей. Ибо толь­ко «свет Хри­стов про­све­ща­ет всех» и ве­дет в цар­ство све­та, в цар­ство прав­ды и люб­ви, Бо­жие веч­ное Цар­ство Небес­ное.

***

Хра­мы зем­ные — это све­то­чи Хри­сто­ва све­та, све­тиль­ни­ки, си­я­ю­щие во мра­ке жиз­ни, — в них ве­ру­ю­щий по­лу­ча­ет свет и теп­ло, что необ­хо­ди­мо для жиз­ни ду­хов­ной и что дви­жет жизнь по пу­ти к со­вер­шен­ству, к Цар­ству Небес­но­му. На­до ра­до­вать­ся и бла­го­да­рить Бо­га за вся­кий вновь освя­щен­ный храм.

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский

17 февраля 2017 г.

НаверхНаверх