Молитвенник за страну

Молитвенник за страну

11 Ноября 2020

Во время Великой Отечественной войны продолжался великий подвиг молитвенного стояния на камне преподобного Серафима Вырицкого. «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси», – говорил старец.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Ярославской губернии. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту, первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь.

В доме Муравьевых строго соблюдали все установления Православной Церкви. Любили Муравьевы совершать паломнические поездки ко святым местам. С особой радостью посещали они Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в Гефсиманском скиту подвизался старец Варнава (Меркулов), будущий духовник Василия.

На 40-м году жизни ушел из жизни отец Василия, и в 10 лет мальчику пришлось стать кормильцем семьи. Василий устроился работать рассыльным в одной из лавок Гостиного Двора в Санкт-Петербурге. С первых же шагов Василий проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что заслужил полное доверие хозяина.

Однако с юных лет владело Василием неугасимое стремление к монашеской жизни. В горячем порыве 14-летний отрок пришел в Александро-Невскую Лавру и поведал одному из старцев-схимников свое заветное желание. В ответ он услышал пророческое наставление: до поры до времени оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем по обоюдному согласию с супругой принять монашество. Вся дальнейшая жизнь Василия в миру стала подготовкой к жизни иноческой.

Хозяин Василия высоко ценил нравственные и деловые качества своего работника, и в 16 лет юноша был назначен на должность приказчика, а уже через год стал старшим приказчиком.

По благословению духовного отца Варнавы Василий в 1890 г. обвенчался с Ольгой Ивановной. Супруги вместе посещали богослужения, по вечерам читали вслух Евангелие и Псалтирь.

В 1892 г. Василий Николаевич открыл собственное дело – организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительную часть товара поставляли за границу – в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.

Чуть только предприятие стало приносить прибыль, Василий Иванович стал выделять значительные пожертвования на благоустроение Иверской обители и в дальнейшем поддерживал этот дивный духовный цветник, насажденный отцом Варнавой.

В доме Муравьевых, где царили единомыслие и любовь, множество людей находили хлеб и приют. Будучи верным учеником отца Варнавы, Василий Иванович убежденно говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже…»

В 1895 г. в семье Муравьевых родился сын Николай, а затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако дочь отошла ко Господу еще младенцем, и после ее кончины по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы Василий и Ольга стали жить как брат и сестра.

1917 г. принес семье Муравьевых важные перемены. Семья лишилась торгового дела, и свободный от мирских забот Василий погрузился в чтение творений святых отцов, изучение богослужебных книг, уединенную молитву. Верный ученик преподобного Варнавы, он собирался поступить в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, чтобы подвизаться в Гефсиманском скиту у мощей своего наставника. Однако неожиданно получил благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие монашеского пострига в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Супруга Василия Ольга Ивановна стала послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря Петрограда. Все свое имущество Муравьевы пожертвовали на нужды обителей.

29 октября 1920 г. послушник Василий Муравьев принимает монашеский постриг с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре была пострижена в монашество Ольга с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима).

Вскоре брата Варнаву рукоположили во иеродиакона, поставив заведовать кладбищенской конторой. Вместе с иеромонахом Гурием отец Варнава организовал в Лавре работу пункта питания для голодающих. Редкие свободные часы отец Варнава проводил в библиотеке Лавры.

11 сентября 1921 г., в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, митрополит Вениамин возвел отца Варнаву в иеромонахи. Вместе с благим игом священства понес иеромонах Варнава и новое послушание – главного свечника Лавры. Как великий дар Божий принял подвижник свое иерейское служение. Во время молитвы лицо его озарялось духовной радостью. Множество народа стремилось послушать его простые и доступные проповеди. Бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий, их духовные нужды и затруднения.

Преподобный Серафим Вырицкий

Вместе с тем отец Варнава служил образцом скрупулезного ведения монастырских дел. Неудивительно поэтому, что руководство и братия Лавры решили избрать иеромонаха Варнаву членом Духовного Собора c назначением его на один из ключевых административных постов Лавры – ее казначеем. Иеромонах принял назначение с истинно монашеским смирением и послушанием.

Перед тем как начать свое служение духовника Лавры, отец Варнава облекается в великую схиму, получив при постриге имя Серафим. Сочетая в себе высочайшие духовные дарования (рассуждения, прозрения, исцеления, духовного утешения, молитвенных созерцаний, пророческий дар) с богатым практическим жизненным опытом, отец Серафим был поистине незаменимым наставником для мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви.

В конце 1927 г. к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой приехал архиепископ Алексий (Симанский) – впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. «Отец Серафим, не лучше ли мне уехать за границу?» – вопросил архиерей, опасаясь очередного ареста и гонений за свое дворянское происхождение. «Владыко! А на кого вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь вам ее пасти!» – последовал ответ старца. Так отец Серафим предсказал владыке Алексию его будущее служение за 18 лет до избрания на патриаршество.

Говорил батюшка коротко, но точно, вкладывая в душу собеседника самое для нее существенное. Никого никогда не осуждал, а все грехопадения людей приписывал лишь злобе врага рода человеческого: «Старайтесь хранить себя от сетей, расставленных вне и внутри человека и всячески прикрытых подобием правды. Они легко познаются по тому, что лишают душу мирного устроения. От Христа же исходят истина и святое смирение».

Росою благодати оживляли души исповедников слова старца. И когда люди с искренними слезами приходили благодарить батюшку, cмиренный схимник кротко отвечал: «Что я? Преподобного Серафима благодарите – это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач», «это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила – по вере вашей да будет вам…»

Cлужение братского и народного духовника отец Серафим совмещал с прикровенным деланием великосхимника. Ночами предавался старец молитве за весь мир. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе. В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал по нескольку дней подряд.

К лету 1930 г. слабеющий здоровьем отец Серафим покидает город святого апостола Петра и вместе со схимонахиней Серафимой (Ольгой Ивановной Муравьевой) и их 12-летней внучкой Маргаритой отправляется в Вырицу, где продолжает приуготовлять Царство Небесное на земле.

В то смутное время, в 1927 г., батюшка предсказал Вторую мировую войну: «Будет война, и война страшная, всемирная, она приведет народ России к Богу. И у нас эти же правители будут открывать храмы, хотя сейчас закрывают».

Отец Серафим прозревал, какой тяжкий крест понесет Россия: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества, Cамим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении». Многим в ту пору советовал батюшка обращаться к молитве Иисусовой: «Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех».

Какой же силой духа, верой в милосердие Божие нужно было обладать, чтобы написать в те кровавые, безбожные 1930-е гг. такие светлые пророческие строки:

Пройдет гроза над Русскою землею,

Народу русскому Господь грехи простит.

И крест святой Божественной красою

На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую

От сна греховного к спасенью пробудит,

Открыты будут вновь обители святые,

И вера в Бога всех соединит.

В 1941 г. через великую скорбь прошла его душа: в январе был расстрелян сын батюшки – Николай Муравьев.

Во время Великой Отечественной войны продолжался великий подвиг молитвенного стояния на камне отца Серафима Вырицкого перед образом Саровского чудотворца. Молился старец за Россию, за избавление ее от супостатов. Отца Серафима, к тому времени уже сильно ослабленного болезнью, к месту моления вели под руки, а иногда просто несли. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, молился праведник столько, насколько хватало сил – порою и несколько часов кряду. И никакие уговоры близких оставить этот подвиг не действовали. Батюшка говорил: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…»

Известно, что в самой Вырице, как и предсказывал отец Серафим, во время войны не погиб ни один человек, не был разрушен ни один дом. Молился старец и о спасении Вырицкого храма, который Промыслом Божиим был сохранен от уничтожения.

С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия, а также предсказывал возрождение обителей – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеева, Александро-Невской Лавры и многих других. Говорил батюшка и о том, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России станут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения. Вот некоторые предсказания старца о современном поколении: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер».

В конце жизни, тяжело болея, угодник Божий продолжал за все благодарить Господа, приговаривая: «Буди на все воля Божия. Болезнь – это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою…»

Как-то ночью пришли к нему с обыском чекисты. Старец попросил старшего из них подойти к нему, погладил его по руке, а затем приложил свою правую руку к голове просителя и промолвил: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий…» – и назвал его имя. Чекист произнес тогда: «Если бы таких старцев было больше, то мы все были бы верующими», – и заплакал.

Иеросхимонах Серафим Вырицкий отошел ко Господу 3 апреля 1949 г. Свое земное упокоение незабвенный старец нашел в Вырице – ныне над могилами его и матушки возведена часовня. В первый день после блаженной кончины отца Серафима у его смертного одра исцелилась слепая девочка. «Приходите ко мне на могилку, как к живому; разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам», – говорил в свое время отец Серафим. Со всех концов света приезжают в Вырицу паломники, чтобы почтить память смиренного старца, который на деле исполнил завет преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

10 ноября 2020 г.


Источник
НаверхНаверх