26 декабря 2020 года заместитель главы Всемирного русского народного собора, советник председателя Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета св. Иоанна Богослова доктор политических наук А.В. Щипков принял участие в XVIII Международных Панаринских чтениях «Глобальные угрозы и солидарность цивилизаций», которые были приурочены к 80-летию со дня рождения выдающегося православного мыслителя А.С. Панарина (1940-2003), сообщает Патриархия.ru.
Организаторами чтений выступили МГУ им. М.В. Ломоносова и Российский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.
В чтениях приняли участие ученые МГИМО МИД России, Института философии РАН, Крымской Академии наук, Донецкого национального университета, Русской экспертной школы, Московского государственного института культуры, Российского института истории искусств РАН.
Участники чтений напомнили слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенные им в актовом зале МГУ им. М.В. Ломоносова 28 сентября 2012 года в речи на вручении звания «почетного доктора Московского Университета»: «Как писал наш современник, замечательный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин, идентичность русских людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере».
А.В. Щипков выступил с докладом «Синтез Панарина». Начав с того, что объединители идей в историческом процессе играют не меньшую роль, чем объединители земель, Щипков охарактеризовал А.С. Панарина как создателя двойного научного синтеза: синтеза консервативной и социальной идей, и синтеза цивилизационного (культурно-исторического) и мир-системного подходов. Таким образом, философ подготовил почву для смены идеологической парадигмы, преодоления устойчивого стереотипа о ценностном противоречии культурно-исторического и экономико-политического подходов.
Сама суть методологии Панарина основывалась на признании двух объективно существующих направлений в развитии обществ и народов: это их аутентичное культурно-историческое развитие и их развитие в рамках мировой системы зависимости и разделения труда. Важнейшей задачей ученого был поиск точки гармонизации этих процессов.
По мнению Щипкова, А.С. Панарин утверждал необходимость достижения национального суверенитета, для чего требовалось освободить традицию от влияния надгосударственных, транснациональных, глобальных центров силы. В этом и заключалось сочетание правого (в виде сохранения самобытности) и левого (в виде освобождения от глобалистского диктата) идейно-политических начал. Синтез Панарина, как отметил докладчик, особенно актуален для исторического момента, когда право общества на самостоятельное традиционное развитие нарушается структурой глобальной зависимости и неоколониальным порядком.
Важнейшим достижением философа А.В. Щипков назвал определение России как православной, русско-византийской цивилизации. Докладчик назвал Панарина «русским Вебером», так как для него важна социокультурная составляющая религии, то есть обусловленность всех социальных институтов этической системой православия. Однако русско-византийский социально-нравственный комплекс, в отличие от знаменитой формулировки М. Вебера «протестантская этика и дух капитализма», можно обозначить как «православная этика и дух солидарности, взаимопомощи».
А.В. Щипков указал, что А.С. Панарин высоко ценил наследие Иоанна Златоуста, самого «социального» из святых отцов, и разделял идеал «священного царства высшей правды», соединяя социальную линию — «царство правды» и сакральную — «священное» в одно целое.
А.В. Щипков отметил важность обозначенной А.С. Панариным дихотомии православная неовизантийская цивилизация — западный социал-дарвинизм. После окончания «холодной войны», с точки зрения Панарина, Запад перешел к диктату демократического расизма. Понимая, что либеральный Запад сегодня жертвует не только христианским, но и гуманистическим наследием, Панарин делал вывод о провале западной «рационалистической утопии Просвещения». Несмотря на кажущуюся универсальность ценностей, провозглашенных просветительской мыслью, все большую роль в картине мира современного Запада играет оппозиция «свой-чужой», обращающая общечеловеческие ценности в свою полную противоположность.
Процесс переосмысления ряда исторических и геополитических факторов, несомненно, будет сопровождаться борьбой теорий и методологий. И в этой ситуации панаринскому философскому наследию, убежден А.В. Щипков, и по высоте своего нравственного содержания, и по научной глубине еще предстоит сказать свое слово, и способствовать возрождению России и русского народа как главной цели научных изысканий Александра Сергеевича Панарина.